ЕСТЬ
ЛИ БУДУЩЕЕ У
КАЗАЧЕСТВА?
Обращение
к казакам.
«Помните:
не спасут Россию
ни немцы, ни
англичане, ни
японцы. Не спасет
Россию сама
Россия. Россию
спасут её казаки».
Атаман
Всевеликого
Войска Донского
генерал П.Н.
Краснов, 1918 год.
Вопрос
этот – о будущности
казачества
- казалось бы,
не должен подниматься
ввиду наличия
других, более
важных проблем,
связанных с
катастрофой,
постигшей в
недавнем прошлом
нашу Зарубежную
Русскую Церковь.
Многие скажут,
что говорить
серьезно об
отдельном
явлении русского
духа и русской
жизни тогда,
когда переломан
хребет всей
русской нации
и русские люди
рассеяны на
малые островки
по всей земле,
бессмысленно
или даже вредно,
тем более, что
явление это
уже несколько
десятилетий
не имеет существенного
выражения.
Другие заметят,
что в условиях
информационного,
социального
и полицейского
террора, проводимого
на территории
России наследниками
большевиков,
нечего и думать
об организованных
формах борьбы
и создании
вооруженных
отрядов, будь
то казаки или
русские добровольцы.
Третьи непременно
выразят свои
опасения в том,
что вновь созданные
казачьи формирования
будут мало
отличаться
от множества
сообществ
ряженых "казаков",
и таким образом
благонамеренная
инициатива
не принесет
пользы, но вызовет
со всех сторон
бурю критики
и насмешек.
Мы же,
в свою очередь,
принимая во
внимание многие
обоснованные
суждения скептиков,
всё-таки не
можем согласиться
с ними в главном.
Вопрос о будущности
казачества
решается не
аналитиками
и кабинетными
теоретиками,
а самими казаками.
Именно от нас
зависит то,
отстоим ли мы
свое историческое
право на существование,
или в припадке
уныния отречемся
от заветов
наших славных
отцов и вождей.
Ведь мы не можем
не признать,
что сегодня
нет никаких
объективных
предпосылок
к восстановлению
казачьих войск
такими, какими
они были до
захвата России
большевиками.
Нет уверенности
и в том, что в
отдаленной
перспективе
нам удастся
образовать
не то, чтобы
войско - хотя
бы одну полноценную
казачью сотню
или одно крупное
казачье поселение.
Совецкий
псевдочеловеческий
материал, окружающий
нас в Р.Ф., настолько
отравлен ядом
лжи, неверия
и индивидуализма,
что обнаружение
в этой бесплодной
среде настоящего
человека, способного
к покаянию и
борьбе уже
является причиной
нашей чрезвычайной
радости и удивления.
Но, с
другой стороны,
там, где тщетны
человеческие
усилия, мы уповаем
на всемогущество
Божие, помня
о Его благом
Промысле, о
каждой душе.
Дерзаем веровать,
что русский
народ находится
под особым
попечением
Господа нашего
Иисуса Христа,
о чем многократно
свидетельствовала
Его честнейшая
Матерь в своих
славных явлениях
русским людям
и их врагам,
своим Покровом
оберегая от
нашествий и
других бед
Русскую землю,
верными сынами
которой являются
и казаки. Особенное
почитание
казаками Богородицы
дает нам основание
надеяться, что
подвиги наших
дедов не забыты
и наши молитвы
о возрождении
казачества
и даровании
нам сил на борьбу
с безбожным
врагом будут
услышаны.
Молиться
о возрождении
казачества,
значит молиться
о возрождении
России, так как
его жизнь всецело
связана с жизнью
русского
национального
государства
на протяжении
всей его истории.
Казачество
породила русская
стихия, и сколько
будет существовать
русский народ,
столько и будет
существовать
казачество.
То, что казачьи
войска не имеют
самостоятельного
от русского
народа бытия,
подтверждает
опыт белой
эмиграции:
перестал существовать
русский народ
- перестало
существовать
и казачество
как войсковая
организация
казаков. Однако
сохранившиеся
по сей день
русские общины
истинно-православных
христиан вселяют
серьезную
надежду на то,
что в этой
благодатной
среде рано или
поздно образуется
боеспособная
казачья организация.
Каким
будет это
возрожденное
казачество
- покажет время.
Несомненно,
что новые формы
казачьей жизни,
которые придут
взамен устаревших,
будут соответствовать
тем требованиям,
которые предъявляют
цели и обстоятельства
нашей вековой
борьбы.
Из новейшей
истории положительным
примером того,
что такое явление
национального
духа, как казачество,
непременно
найдет свое
воплощение
в народной
жизни, служит
немецкий опыт
создания организации
Генриха Гиммлера
(СС) внутри
национал-социалистической
партии, которая
по своим устремлениям
и национально-государственному
значению являлась
преемником
Немецкого
(Тевтонского)
Ордена.
Так и
казачество
изменяло свое
внутреннее
устройство
с ходом русской
государственной
жизни, воспринимая
ее уклад и постоянно
усиляясь притоком
новых людей,
таким образом,
становясь
частью целого,
частью русской
нации. Именно
зрелое, самостоятельное
политическое
и национальное
мышление казачества
объясняет тот
необыкновенный
факт, что в отличие
от многих иностранных
"аналогов"
казачества,
русские казаки
не перевелись
не только к
началу XX века,
но и по сей день.
Ввиду государственной
необходимости
казачьи войска
нарождались,
перемещались
и даже исчезали.
Так исчезли
в свое время
Рязанское,
Волжское, Уфимское,
Камское, Самарское,
Запорожское,
Украинское,
Слободское,
Азовское и
другие казачьи
войска, и появились
новые - в новых
местах и с новыми
условиями
существования.
Вероятно, что
и в будущем
казачьи войска
будут сформированы
в пределах
российского
государства
в той местности,
которая окажется
предпочтительной
согласно
государственным
интересам и
нуждам самих
казаков. И мы
услышим новые,
еще недавно
казавшиеся
необычайными,
войсковые
наименования.
Практика
образования
обществ, округов
и даже войск
существовала
и продолжает
существовать
у красных "казаков",
состоящих на
службе у безбожного
режима, но она
вызывает у
населения
только улыбку
(как и всякая
их инициатива),
потому что
разительный
контраст между
широко известным
историческим
образом казачества
и существующими
ряжеными "казаками"
сразу бросается
в глаза. С чисто
формальной
точки зрения
современные
крупные сообщества
красных "казаков"
(вернее, чекистов,
милиционеров
и прочей мрази,
обнаруживших
у себя "казачьи
корни" и бросившихся
в 1990-х годах "возрождать"
казачество)
в своих организационных
мероприятиях
часто действуют
последовательно
и обоснованно.
Но всякое их
дело оборачивается
фарсом, потому
что они не имеют
духовного
преемства с
казаками Его
Императорского
Величества,
а затем - казаками
наших белых
атаманов Краснова,
Науменко, Семёнова
и других, то
есть с настоящим
историческим
казачеством.
В чем
же особенность
этого "казачьего
духа", объединяющего
нас, современников,
с нашими славными
атаманами и
дедами, и чем
он отличается
от Русского
духа? На этот
вопрос некогда
ответил Петр
Николаевич
Краснов: "Разница
между казаком
и Русским лишь
в том, что казак
всегда активно
боролся за
Русские интересы,
и старался
сохранить свой
Русский быт
в полной его
неприкосновенности:
от старой веры
дедов и отцов,
от их песни и
домашнего
обычая, до прически,
внешнего облика,
костюма, походки,
всего того, что
так славно
пахнет Святой
Русью".
Таким
образом, казака
отличает высокая
степень гражданской
ответственности,
сильный инстинкт
национальной
государственности,
жертвенная
готовность
к борьбе - то
есть, всё то,
что в повседневной
жизни казака
дает основания
называть его
рыцарем, а казачье
войско - орденом,
используя
терминологию
западно-христианской
традиции.
И действительно,
казачью службу
можно охарактеризовать
как особый вид
христианского
подвижничества,
обращенного
на организованную
защиту богоустановленного
порядка на
земле - власти
самодержавного
Государя, Помазанника
Божия и Его
Государства.
Таково истинное
религиозно-государственное
значение казачества,
приобретенное
им несколько
столетий назад
в результате
добровольного
подчинения
первым русским
царям.
О казачестве
как о военно-религиозном
ордене свидетельствуют
жертвы, принесенные
им во имя православной
России. Казаки
давали Российской
Империи в процентном
соотношении
в три раза больше
воинов, чем
остальное
население,
приобретая,
при этом, снаряжение
и лошадей на
собственные
средства. Если,
к примеру, русская
семья отдавала
в солдаты одного
сына, казачья
семья в то же
время жертвовала
тремя сыновьями.
Чего стоит эта
жертва - спросите
о любой любящей
матери. А если
учесть, что
снаряжение
трех казаков
для одной семьи,
скажем, при
малоземелье
донцов, зачастую
оборачивалось
разорением,
станет ясно,
что безропотная
и в высшей степени
терпеливая
служба казаков
православному
Государю, Белому
Царю - была
подвижничеством,
жертвой большей,
нежели требовалась
от любого другого
военнообязанного
гражданина
Российской
Империи.
Русские
Цари умели
ценить службу
Престолу: ни
один род войск
не имел такой
чести, как ту,
которой удостоил
казаков Император
Николай I Павлович:
с начала Его
царствования
наказными
Атаманами всех
казачьих войск
становились
Цесаревичи
- Наследники
Престола - вплоть
до помазания
на Царство.
Таким образом,
наказными
Атаманами всех
российских
казаков последовательно
были будущие
Императоры
Александр II,
Александр III и
Николай II.
Ни одно
сословие в
Российской
Империи не
имело стольких
действительных
прав, какие
имел каждый
казак, не за
личные заслуги,
а с самого рождения.
То же можно
сказать и об
обязанностях:
казак обязан
был служить
практически
всю свою жизнь.
В особое
положение
казачество
ставила и его
способность
к освоению
новых земель,
в которых казаки
были проводителями
русскости и
государственности,
и к водворению
законного
порядка в русской
земле. Хорошо
известно значение
казачества
в Смутное время,
а именно в
прекращении
разногласий
в Москве в 1613 году
и в выборе
Царствующего
Дома; в подавлении
революционного
движения 1904-1905
годов; и, конечно,
в борьбе с
большевиками
1918-1922 годов, в которой
казаки составляли
80 процентов
личного состава
Белых армий,
при том, что
доля казачества
в населении
Империи была
незначительной
- всего 2,5 процента.
Во время Германо-советской
войны казаки
также вышли
на первый план
борьбы, признанные
в своих правах
и оцененные
по достоинству
немецким
правительством.
Если русским
добровольцам
Третий Рейх
не обещал в
политическом
смысле ничего
конкретного,
то казаки получили
заверения в
том, что немецкая
нация отблагодарит
их за доблестную
службу даже
в том случае,
если казачьи
земли не будут
освобождены,
посредством
наделения на
вечное пользование
землей в центре
Европы.
Имея
такую славную
историю, верное
Богу и Русской
национальной
идее, казачество
не может погибнуть,
растворившись
в человекоподобной
массе советских
людей. Оно просто
не смеет погибать,
сложив оружие.
Казаки не знали
дезертирства.
Не будет его
и впредь.
Один
французский
историк так
писал о казаках:
"Терпеливый,
трезвый, неутомимый
и храбрый до
безумия... в снегах
Балкан, как и
под палящим
солнцем Туркменских
степей, он всегда
одинаков в
голоде, жажде
и холоде. В опасности
и при всевозможных
лишениях он
всегда хранит
добрую детскую
улыбку, твёрд
и непоколебим
в православии
и в преданности
царю". Так будем
же, братцы, достойны
этой характеристики!
Воспитаем и
закалим в себе
нужные качества,
ибо предстоит
тяжелая и долгая
созидательная
работа.
Можно
с уверенностью
утверждать,
что в деле
возрождения
России казачество
будет иметь
первенствующее
значение. Ведь
последствия
смуты и большевицкой
оккупации не
исчезнут со
свержением
оккупационного
режима. Чтобы
их изжить, нужна
будет гражданственность,
государственность,
настойчивость
и упорство
населения, если
не всего, то
некоторой
воинственной
его части, имеющих
под собой почву
старых заветов,
былой славы
и крепкой
организации.
Таковым и явится
казачество.
Казак
Александр
Оршулевич.