Речь
рейхсканцлера
А. Гитлера в
Рейхстаге от
1 сентября1939 г.
Адольф
Гитлер
Бог
живёт только
в гордых сердцах
Писатель
нашего времени,
чьи произведения
были высоко
оценены нацией,
выразил свои
убеждения
следующими
безжалостными
словами: «Лишь
тот, кто нуждается
в Боге, ищет
Бога. Тот, кто
не нуждается
в Нём, не ищет
Его». Только
те люди, которые
нуждаются в
Боге, ищут Бога...
Так ли это? Разве
могут в истинном
свете увидать
Божий Образ
те, чья жизнь
наполнена
мраком и для
кого она является
тяжким бременем?
Не является
ли Он для них
лишь предусмотрительной
выдумкой, необходимой
для того, чтобы
справиться
с миром, который
не удовлетворяет
их в своей истинной
форме, таким,
как он есть в
действительности?
Всегда ли молитва
должна быть
лишь просьбой,
актом утешения
или нашей слабостью?
Когда
мы утверждаем
принцип «Бог
живёт только
в гордых сердцах»,
мы имеем в виду
другого Бога,
нежели те, кто
нуждается в
Боге лишь как
в утешении или,
по крайней
мере, другой
путь обращения
к Нему. Поскольку
мы верим, что
Бог, мужество
и сила взаимосвязаны
между собой,
и что те, кто
нуждаются в
Нём не из страха,
также способны
искать Его.
Возможно
ли, чтобы молодой
человек, оказав
помощь своим
товарищам в
героической
битве со вражьей
силой, проведя
многие горькие
часы, балансируя
на грани между
жизнью и смертью,
возможно ли,
чтобы такой
человек после
того как опасность
прошла, разразится
слезами! Гораздо
вероятнее, что
он обратится
с молитвой к
Всевышнему,
и молитва его
будет страстной
и горячей. Нас
не особенно
волнует, что
именно говорит
человек в таком
состоянии - нам
важно то, что
человек в наиболее
важные моменты
своей жизни
продолжает
с благоговением
взывать к высшему,
к непостижимому
единству, тем
самым утверждая
всемогущественную
веру. Человек
поднимается
над видимым,
постижимым,
утилитарным.
Он возносится
над всем индивидуальным
и обретает
знание о мире,
о таинственном
законе непостижимости
мира, в который
мы приходим,
и из которого
смерть забирает
нас в назначенный
час, не спрашивая
нас. Но сила и
величие человека
состоят в том,
что хотя он
рождается и
не по собственной
воле, но всё же
живет самостоятельной
жизнью. Начиная
с ранних лет
сила его духа
постоянно
возрастает,
поскольку он
взирает на
существование
как ищущий,
вопрошая что
же в действительности
означают 30, 60 или
90 лет прожитой
им жизни. А ответ
таков: верность.
любовь, дружба
и мужество.
Одновременно
и благословение,
и проклятие
человечества
состоит в том,
что до сих пор
никто не смог
найти лёгкого
ответа на этот
вопрос. Бог -
это не абстрактное
число «икс»,
которое может
быть вычислено
при помощи
определённых
математических
операций. Для
нас людей, Он
представляет
собой не столько
факт, сколько
вопрос. И способность
вновь и вновь
ставить перед
собой этот
вопрос, осознавать
своё существование,
условия нашего
существования,
не будучи
разрушенными
этими мыслями
или изнурёнными
ими... это представляется
нам наиболее
прекрасным
и плодотворным
проявлением
духовного
мужества, которое
мы только можем
вообразить
себе.
Всё рождённое
проходит короткое
время до смерти
и борется за
пищу и жильё.
Гордостью
человечества
является умение
совершить шаг
за пределы
жизненного
круга, чтобы
свободно утвердить
или отвергнуть
мир. Мы становимся
настоящими
людьми благодаря
этой способности.
Не существует
точки, в которой
умирает мысль.
Тот, кто имеет
мужество так
чисто и радостно
воспринимать
в своем сердце
мир и Бога, ведёт
простую и суровую
жизнь, сохраняя
постоянную
бдительность.
Как может превратится
он в буржуа,
крупного или
мелкого? Существует
уровень вещей,
к которому он
должен подниматься
вновь и вновь,
пробивая свой
путь к небесам:
но это не уровень
человека, но
весь сотворённый,
мир, во всей
его широте и
глубине, открывающейся
ему.
Мы нуждаемся
в таком торжестве
и откровенно
признаем, что
оно нам необходимо,
мы стремимся
возвыситься
над всем низменным
и робким. Мы не
желаем удобной
жизни, мы стремимся
постичь тайну
жизни с её сотнями
тысяч и миллионами
проявлений.
Мы вопрошаем
звёзды, чья
воля заставляет
их чередовать
свои восходы
и закаты. И мы
вопрошаем воды,
в какую даль
и глубину устремляют
они свой бег.
Мы достаточно
сильны сердцем,
чтобы не убегать
от вечных вопросов
«откуда» и
«куда» и мы не
можем согласится
с тем, что научное
познание законов
природы может
дать законченное
объяснение
этих причин.
Наше
благоговение
перед глубиной
мира не исчезает
перед лицом
необходимости
вести борьбу
за существование.
Но мы не желаем
превратиться
в бездеятельных
фантазёров
или людей, которые,
снедаемые
постоянными
сомнениями,
не способны
вести активную
жизнь. Скорее
мы стремимся
принять жизнь
такой, как она
есть в повседневности,
со всеми ее
горестями,
которые так
же, как и радость,
ведут нас к
постижению
смысла бытия.
Бог, в которого
мы верим, соответствует
нашим сердцам.
Он пребывает
в наших сердцах
тогда, когда
они открыты
и находятся
в гармонии с
миром.
Бог
живёт в нас,
потому что мы
постоянно ищем
свидетельства
Его Силы в мире
и стремимся
приобщиться
к ним. Разве
это не требует
гордости и
благородного
мужества, чтобы
обрести Бога
в себе? Разве
это не требует
благородной
стойкости и
способности
- утвердить
себя как человека
перед Всемогущим
Богом?
Мы возносим
мольбу к Богу
и Его мировому
творению с тем
большей верой,
чем более гордыми
и уверенными
мы ощущаем
себя. Смеющийся
глаз, легкий
шаг, дух, который
воистину способен
радоваться
и возвышаться,
искренняя
юность, неподдельная
стойкость,
любовь, дружба
- вот заповеди,
данные нам
Богом. И вновь
мы соглашаемся
с мыслями автора,
которого мы
упоминали в
начале и который
завершает
утверждение
своего поэтического
кредо словами,
представляющими
символ Веры
для всех нас:
«Сила Божия
творится руками
человеческими».
Всемогущий
есть наш Судья.
Наша задача
- исполнить наш
долг так, чтобы
мы смогли предстать
перед Ним как
Творцом всего
мироздания
в соответствии
с данным Им
законом, законом
борьбы за
существование.