Свастика - царский символ
Свастика
на капоте автомобиля Николая II
«В ночь с 24 на 25 июля 1918 года
войска Белой Армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от
службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в
заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская Семья. “Каждому
хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи… Каждый
почувствовал, что здесь что-то произошло, что-то большое, мрачное и
трагичное… Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал
почти каждый. И зверству есть предел. И, перебирая безчисленное количество
вещей домашнего обихода... никто не допускал, что зверство может и не иметь
предела”.
Раскрыли двери угловой комнаты верхнего
этажа, служившей спальней Государю Императору, Государыне Императрице и
Наследнику Цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую
площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разоренное помещение, офицеры
заметили странный знак на левом косяке правого окна…», – так
начиналась первая в отечественной исследовательской литературе основательная
публикация (с православных позиций) о гамматическом кресте [i].
Опубликована она была со второй
попытки. Об этом пишет сам ее автор Р. В. Багдасаров в первом отдельном
издании: «…Написана она была еще раньше, в 1993-м, для
несостоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было
создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики Семьей
Императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии,
связанной с Его канонизацией».
Сейчас можно раскрыть некоторые
подробности той несостоявшейся публикации, предпринятой для разъяснения вопроса
употребления «знака» Государыней Императрицей Александрой
Феодоровной. Статья была заказана автором этих строк для редактировавшегося
тогда им альманаха «К свету». Написанная Романом Владимировичем в
оговоренные сроки, она предполагалась для публикации в 1994 г. в 17-м выпуске
альманаха с присовокуплением большого числа иллюстративного материала. Была уже
сделана верстка, но вмешалась сторонняя напористая воля. Энергичная вдова
известного ученого М. П. Кудрявцева Татьяна Николаевна действовала через своего
адепта, художника издательства «Родник» М. Ю. Зайцева. В результате
материал был «зарублен», а редактор (автор этих строк) был вынужден
искать новое место приложения своих сил. Разумных (т. е. рационально
объяснимых) причин этим «активным действиям» я до сих пор не
нахожу…
Как бы то ни было, тот очерк, но уже в
значительно расширенном виде (в основном за счет обширного этнографического
материала, внесенного соавтором Р. В. Багдасарова), был обнародован в 1996
году. Отдельное, переработанное и существенно дополненное издание появилось в
2001-м. Книга не осталась незамеченной: появились отклики. Вышло второе
издание, готовится третье…
Но вопросы, поднятые в исследовании,
остались и все еще весьма далеки от более или менее удовлетворительного их
разрешения.
Мы вполне отдаем себе отчет, что сделан
еще только первый шаг, но весьма и весьма важный: снято многолетнее табу с темы
как таковой.
Задача нашей сегодняшней публикации
скромна: создать первый свод всех известных ныне данных употребления Царицей
Мученицей гамматического креста.
* * *
Уникальным по щедрости декорирования
гамматическим крестом памятником эпохи правления Царственных Мучеников остается
русский православный храм, воздвигнутый под Лейпцигом в память 22 тысяч русских
воинов, убиенных в Битве народов с войсками Наполеона. Церковь-памятник во имя
Святителя Алексия, митрополита Московского была торжественно освящена в самый
день столетней годовщины сражения 5/18 октября 1913 г. в присутствии Великого
Князя Кирилла Владимировича (главы специальной Русской военной миссии),
Германского императора Вильгельма II, Саксонского короля Фридриха-Августа и
эрцгерцога Австрийского Франца-Фердинанда, Шведского принца… (в общей
сложности 33 Высочайших Особ) при большом стечении народа. Прообразом этой
церкви, построенной по проекту Архитектора Высочайшего Двора В. А. Покровского
(1870 †1931), воздвигнувшего в те же годы в Царском Селе Феодоровский
Государев Собор, стал шатровый храм Вознесения в подмосковном селе Коломенском
(таково было условие конкурса, объявленного в 1911 г. Императорской Академией
художеств). 600-килограммовое бронзовое позолоченное паникадило с прозрачными
яшмовыми чашечками для светильников было личным даром храму-памятнику
Императора Николая II.
* * *
По крайней мере, еще в 1913 г. при
ближайшем участии Самой Императрицы в Царском Селе был задуман пещерный храм
(освящен 26.10.1914) «в духе древних базилик». В стенной росписи,
на сосудах и утвари его были воспроизведены символы, к которым верующие в
первые века христианства вынуждены были прибегать, чтобы скрыть свою веру перед
лицом жестоких гонений4. Гамматический крест был, как известно, одним из таких
символов.
* * *
Одно из наиболее ранних известных на
сегодняшний день изображений гамматического креста в связи с Государыней мы
видим на фотографии, относящейся, судя по всему, к периоду Великой войны.
Государь слева на коне, Государыня сидит в стоящем перед Ним открытом
автомобиле. Казак-конвоец за автомобилем справа отдает Государю честь. На
капоте автомобиля Царицы виден установленный левосторонний гамматический крест,
заключенный в круг .
Известны изображения гамматического
креста на рисованных открытках Государыни.
Один из первых таких
«знаков» был поставлен Императрицей вслед за подписью
«А.» на нарисованной Ей Рождественской открытке, отправленной 5
декабря 1917 г. из Тобольска подруге Ю. А. Ден.
«Послала тебе, – сообщала
Государыня 20 декабря 1917 г. из Тобольска А. А. Вырубовой, – по крайней
мере, 5 нарисованных карточек, которые ты всегда можешь узнать по Моим знакам
(“свастика”), выдумываю всегда новое».
Первая открытка императрицы Александры Федоровны с гамматическим
крестом
На сегодняшний день известны три такие
открытки, адресованные А. А. Вырубовой и хранящиеся в составе ее обширного
архива в Йельском университете [ii] (США). Первая из них (4-х — 5 см.),
ошибочно приписываемая Цесаревичу Алексею Николаевичу, датирована 1917 годом.
Орнамент с использованием двух левосторонних гаммированных крестов обрамляет
стих из Псалтири в русском переводе (Пс. 33, 19).
Другая (также размером 4-х — 5
см.) – атрибутируемая йельскими архивистами как Рождественская открытка
– датирована Самой Государыней. На ней проставлен 1918 год и также
воспроизведен стих из Псалтири (Пс. 102, 8–9, 17), но уже на
церковнославянском языке. В правом нижнем углу открытки помещен большой
правосторонний гаммированный крест в орнаменте. Не раз воспроизводившаяся до
этого8, эта открытка ошибочно атрибутировалась как лист из рукописной Псалтири
Государыни.
Вторая открытка императрицы Александры Федоровны с гамматическим
крестом
Существует, наконец, двусторонняя
открытка, воспроизводящая церковнославянский текст заупокойного тропаря 8-го
гласа («Глубиною мудрости…») и краткую молитву о упокоении.
Архивистами Йельского университета она ошибочно атрибутируется как
Рождественская (sic!) открытка, нарисованная Цесаревичем Алексеем Николаевичем.
Открытка датированная (по-церковнославянски, кириллицей, обозначен год ее
создания: 1918). В конце текста поставлен также левосторонний гамматический
крест.
Все три открытки подписаны одним и тем
же инициалом «М» (Мама?).
Свастика вместо подписи
* * *
Дневник императрицы
Александры Фёдоровны, свастика вышита одной из её дочерей.
«Что же касается пристрастия Ее
Величества к свастике, – писала ближайшая подруга Государыни Ю. А. Ден,
– то в глазах Ее Величества она представляла собой не амулет, а некий
символ. По Ее словам, древние считали свастику источником движения [iii],
эмблемой Божественного начала»9.
Взято у nordman75