НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ВСЕХ ИСТИНН0-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН ПОЗДРАВЛЯЕМ

С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ СВЯТОЙ РУСИ!

ТОЛЬКО НАША ВЕРНОСТЬ ЗАВЕТАМ СВЯТЫХ И БЛАГОЧЕСТИВЫХ ПРАЩУРОВ МОЖЕТ СТАТЬ ЗАЛОГОМ ОСВОБОЖДЕНИЯ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА ОТ ЛЮТЫЯ И БЕЗБОЖНЫЯ ВЛАСТИ.

НАША ЧЕСТЬ ЗОВЁТСЯ ВЕРНОСТЬ:

ВЕРНЁМ СЕБЕ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ, ВЕРНЁМ СЕБЕ РОССИЮ!

Редакция сайта «Честь и Верность».

Князь Владимир и крещение Руси

Сомнения князя в истине языческой веры, которую он до сих пор так ревностно исповедовал, стали скоро известны всем. И вот к нему начинают являться камские болгары, исповедовавшие магометанство, хазары — иудейского закона, немцы, принявшие латинство и поддавшиеся папе римскому и, наконец, православные греки. Все стали выхвалять свою веру и уговаривать могучего русского великого князя перейти в их закон со всем русским народом. “Ты, князь, мудрый и смышленый,— говорили ему камские болгары,— а закона не знаешь. Прими наш закон и поклонись Магомету”.— “А в чем ваша вера?” — спросил их Владимир. “Мы веруем в Бога,— отвечали они,— а Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жен”. Выслушав их внимательно, Владимир решил: “Питие есть веселие Руси; не может без того быти”. Затем пришли немцы от папы и стали его уговаривать принять католичество. “А какая заповедь ваша?” — спросил их Владимир. “Пощенье по силе,— отвечали немцы.— Если же кто пьет и кто ест, то все во славу Божию,— говорит учитель наш Павел”.— “Ступайте домой,— сказал им на это Владимир,— отцы наши этого не приняли”.

После немцев пришли к Владимиру хазарские жиды. Чтобы унизить христианскую веру, они начали говорить великому князю, что христиане веруют в того, кого они распяли. “Мы же веруем,— продолжали они,— в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковле-ва”.— “А что у вас за закон?” — спросил Владимир. “Обрезание,— отвечали хазары,— свинины не есть, ни заячины, субботу хранить”.— “Где же находится ваша земля?” — продолжал князь. “В Иерусалиме”,— получил он ответ. “Там ли вы теперь живете?” — задал тогда им вопрос Владимир. “Наш Бог прогневался на наших отцов,— сказали жиды,— и за грехи наши рассеял нас по всем странам; землю же нашу отдал христианам”.— “Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и ваши законы, то не рассеял бы по чужим странам. Или думаете, что от вас и нам то же принять?”. Наконец, и греки прислали к Владимиру ученого мужа. Муж этот вначале рассказал по порядку лживость и заблуждения других вер. Магометанство он изобразил так, что Владимир плюнул и сказал: “Не чисто это дело”. Затем о католичестве ученый муж сказал, что это такая же вера, как и греческая, но есть неисправления, и служат на опресноках, когда Господь повелел служить на хлебах, так как, разломив хлеб, Он сказал ученикам на Тайной Вечере: “Сие есть Тело Мое, ломимое за вы”. Выслушав эти речи ученого грека, Владимир сказал ему: “Ко мне приходили жиды хазарские и говорили: немцы и греки в того веруют, кого мы распяли на кресте”. На это грек ответил так: “Воистину в Того веруем, ибо так пророчествовали и пророки: один — как Господу нашему суждено родиться, а другие — что быть Ему распяту и погребенну, а в третий день воскреснуть и взойти на небеса. А жиды таких пророков избивали, а когда все сбылось по пророчеству, и Господь сошел на землю и принял распятье, а затем воскрес и вознесся на небеса, Он ожидал их покаяния сорок шесть лет, но не покаялись они; и послал тогда Бог на них римлян, и разрушены были города их, самих же рассеял по разным странам, где и работают”.

Выслушав с вниманием все это, Владимир спросил грека: “Чего же ради сошел Господь на землю и принял такое страданье?” Тогда ученый муж сказал ему, что если хочет, то он расскажет все сначала, и рассказал ему по порядку все Священное Писание: о сотворении мира, о гордости и высокоумии сатаны, и как он был низвержен с неба; о жизни Адама в раю; о том, как была сотворена ему в подруги Ева, и как произошло первое грехопадение, и были Адам и Ева изгнаны из рая; как Каин убил Авеля; как люди, размножившись, забыли Бога и стали жить по-скотски, и как Господь наказал их потопом; как от праведного Ноя и его трех сыновей произошли все народы, ныне населяющие землю, и что было после потопа на земле, вплоть до пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю и приятия Им страданий, а затем и чудесного Воскресения из мертвых и Вознесения. Закончил свое поучение греческий муж так: “Господь поставил один день, в который Он придет с небеси и будет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по его делам: праведным Царство Небесное и красоту неизреченную, радость без конца и бессмертие вовеки; грешникам же вечные муки”.

Рассказавши это, греческий муж показал Владимиру запону, на которой было написано судилище Господне: справа праведные в веселии идут в рай, а слева грешники шествуют в муку вечную. Задумался Владимир над всем слышанным и, вздохнувши, сказал: “Хорошо будет тем, что идут направо, но горе тем, что идут налево”.— “Если желаешь быть с праведными, то крестись”,— ответил ему грек. Владимир глубоко воспринял эти слова в своей душе, но ответил: “Подожду еще немного”. Затем он созвал на совет дружину свою и старейших жителей Киева и сказал им: “Приходили ко мне болгары и предлагали принять свой закон; за ними были с тем же немцы; после приходили жиды... После же всех пришли греки, разобрали все чужие законы, а свои хвалят, и так чудно и хорошо говорят. Повествуют, что есть другой свет; если, говорят, кто примет нашу веру, то хоть бы и умер — опять встанет и не умрет вовеки. Что вы на все это мне ответите?” — “Ты сам знаешь, князь,— сказали бояре и старцы,— никто своего не хулит, а всегда хвалит. Если хочешь испытать доподлинно, то у тебя довольно мужей, пошли их и вели рассмотреть в каждой стране, как служат там своему Богу”.

Речь эта понравилась и князю, и всему совету. Было выбрано десять мужей добрых и смышленых, которые отправились прежде всего к камским болгарам, потом к немцам, а затем и к грекам. По их возвращении у великого князя собрались опять бояре его дружины и старцы городские. Послы стали рассказывать собранию, что видели в разных странах: “Видели мы у болгар,— говорили они,— поклоняются в храме, стоя без пояса; поклонившись, сядут и глядят туда и сюда, как сумасшедшие. Нет веселья у них, но печаль и страх великий, нет добра в их законе... Когда были мы у немцев, то видели многое на их службе, но красоты не видали никакой. Когда же пришли мы к грекам и они повели нас туда, где служат своему Богу, то мы в изумлении не ведали, на небе ли мы, или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты. И рассказать не умеем! Знаем только, что там сам Бог с людьми пребывает, и служба у них выше всех стран! Не забудем мы той красоты! Всякий, кто вкусил сладкого, не захочет уже горького; тоже и мы не можем уже больше оставаться в язычестве”. Слушавшие послов бояре и старцы вполне согласились с ними и сказали Владимиру: “Если бы дурен был закон греческий, то и Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его”.

Где же приму крещение?” — спросил тогда великий князь.

Где тебе будет любо”,— ответила ему его верная дружина.

Это было в 988 году.

В это время как раз случились у Владимира нелады с городом Корсунем, принадлежащим византийским императорам, и он пошел на него походом.

Подойдя к городу, русские осадили его и приступили к работам для приступа. Для этого они начали насыпать к городской стене земляную насыпь, чтобы войти по ней в город. Но греки повели подкоп под самую стену, ночью спускались в него и выбирали всю землю, которую наваливали русские за день, и разносили ее потом по городу. Таким образом, дело Владимирове почти не подвигалось вперед. Но вскоре нашелся в городе среди корсунцев друг русских, некий муж Настас. Он пустил в наш стан стрелу с запиской к Владимиру, на которой было написано: “Перекопай и перейми воду из колодца, лежащего от тебя к востоку; из него идет по трубе вода в город”. Обрадованный этой запиской, Владимир громко сказал: “Если от этого Корсунь сдастся, то я и сам крещусь”. После этого вода из колодца была перекопана, и томимые жаждой корсун-цы сдались через несколько дней.

Вступив в город, Владимир тотчас же послал к царям Василию и Константину послов с таким словом: “Славный ваш город я взял. Слышал я, что у вас есть сестра девица; коли не отдадите ее за меня, то и с Царьградом вашим сделаю то же, что и с Корсунем”.

Встревоженные и опечаленные цари отвечали: “Недостойно христианкам выходить за язычников. Крестись, и тогда дадим тебе невесту, и примешь ты Царство Небесное, и единоверен будешь ты с нами. Не захочешь креститься — не сможем мы отдать тебе сестру нашу”. На это Владимир послал им такой ответ: “Я уже испытал вашу веру и готов креститься; люба мне эта вера и слу-женье, о которых мне рассказывали посланные мною мужи”. Константин и Василий обрадовались этому ответу и стали умолять свою сестру Анну идти за Владимира. Ему же они послали сказать, чтобы он крестился перед тем, как посылать Анну. Но Владимир ответил: “Пусть те священники, которые придут с сестрой вашей, крестят меня”. Тогда цари уговорили с большим трудом свою сестру и отправили ее в Корсунь со священниками. Расставание Анны с братьями было очень тягостное. “Иду точно в полон,— говорила она,— лучше бы мне умереть”. Братья же утешали ее так: “А что, если Господь обратит благодаря тебе Русскую землю на покаяние, а Греческую землю избавит от их лютой рати; ты знаешь, сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же самое”.

Анна, в сопровождении священников, со слезами села на корабль, простилась с милой родиной и поплыла в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, по Божьему устроению, Владимир заболел глазами и настолько сильно, что ничего не мог видеть, почему очень горевал и не знал, что ему делать. Царевна Анна, узнав про эту болезнь, послала ему сказать, что если он хочет избавиться от болезни, то непременно должен скорее креститься.

Услышав это, Владимир сказал: “Если так случится, то воистину велик будет Бог христианский”.

Затем последовало его крещение. Епископ Корсунский, с прибывшими из Царьграда священниками, после оглашения крестил великого князя. Как только на него были возложены руки, Владимир тотчас же прозрел. До глубины души потрясенный этим, он воскликнул: “Теперь увидел я Бога истинного”.

После крещения, во время которого Владимиру дано было христианское имя Василия, тотчас же последовало бракосочетание его с царевной Анной; затем, взяв с собой княгиню, назначенного для Руси епископа Михаила, Настаса, священников со священными сосудами, необходимыми для богослужения, а также часть мощей святого Климента и ученика его Фифа,— великий князь отбыл в Киев. Из Корсуня при этом были отправлены в Киев две огромные медные статуи и четыре медные же лошади прекрасной греческой работы. Сам город Корсунь был отдан Владимиром обратно греческим царям в виде выкупа за их сестру, так как, по древнему славянскому обычаю, за невесту полагалось платить “вено”, или выкуп.

По прибытии в Киев первым долгом Владимира было крестить своих сыновей и освободить от обязанностей супруг своих языческих жен.

К Рогнеде им было послано сказать следующее слово: “Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, которую я взял, христианку; а ты выбери себе мужа из моих князей и бояр, кого пожелаешь”.

Но не такова была Рогнеда Рогволодовна. Она, в свою очередь, послала сказать Владимиру: “Царицей я была, царицей и останусь, и ничьей рабой не буду. А если ты сподобился святого крещения, то и я могу быть невестой Христовой и принять ангельский лик”. В это время с ней был ее десятилетний сын Ярослав, хромой от рождения и больной ногами, почему он до сего дня вовсе не мог ходить. Услышав слова матери, он вздохнул и сказал ей: “Истинная ты царица царицам и госпожа госпожам, что не хочешь с высоты ступать на нижняя. Блаженна ты в женах”. Сказавши это, Ярослав свободно встал на ноги и с тех пор начал ходить, а Рогнеда постриглась и была наречена в иночестве Анастасией. Всех детей от Владимира у нее было шесть: сыновья — Изяслав, Ярослав, Всеволод и Мсти-стлав, и дочери — Мстислава и Предслава.

Отпустив своих языческих жен, Владимир по прибытии в Киев приступил и к очищению города от языческих идолов: некоторых рассекли на части, других сожгли, а самого главного — Перуна привязали к хвосту лошади и потащили с горы, причем двенадцать человек должны были бить его палками для поругания перед народом. Когда его приволокли к берегу и бросили в воду, то многие проливали слезы и долго следовали за плывшим болваном по берегу. Разрушив идолов, приступили к проповеди народу Христовой веры; прибывший из Греции митрополит вместе со священниками ходил и проповедовал всюду по Киеву слово Божие; сам великий князь Владимир участвовал в этой проповеди. Наконец, когда население было таким образом подготовлено, он приказал оповестить по всему городу, чтобы на другой день все некрещенные шли к Днепру.

Здесь 1 августа 988 года и совершилось величайшее событие в жизни Руси — она приняла святое крещение.

Киевляне, стар и млад, входили в воды Днепра. Кто стоял по шею в воде в самой глубине, кто до персей; малые теснились поближе к берегу, а младенцев взрослые держали на руках. Службу совершали епископ Михаил и прибывшие с царицей священники.

Восприемником своего народа был сам великий князь, стоявший тут же на берегу.

Умилившись духом при виде этого радостного зрелища, как крестится его родной народ, Владимир,— говорит летописец,— возведя очи на небо, изрек: „Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его КОЗНИ”.

После крещения Владимир приказал тотчас же рубить и ставить по всему городу церкви в тех местах, где раньше были кумиры. На холме, где стоял Перун, была построена церковь Святого Василия, именем коего был окрещен Владимир в Корсуне. На том же месте, где были убиты разъяренной толпой два варяга — Феодор и Иоанн, Владимир повелел соорудить особо богатый храм в честь Богоматери вызванными для этого мастерами из Греции. Когда постройка этого храма была окончена, то на содержание его Владимир определил давать десятую часть доходов со своих имений, почему церковь и была названа Десятинной, а управителем этих десятин был поставлен грек корсунянин — Настас.

Дивный храм этот был построен и украшен по-царьградски. Двадцать пять глав, или верхов, украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из драгоценного мрамора, яшмы и других камней; стены же были украшены прочной живописью. Перед храмом с западной стороны, в подражание Царьграду, были поставлены привезенные из Корсуня две медных статуи и четыре медных коня.

Вместе с постройкой Божьих храмов первым помыслом Владимира после крещения было заведение школ для книжного учения, так как христианство, кроме истинной веры, принесло также с собою на Русскую землю грамоту и всю науку.

Владимир же, как восприемник при крещении своего народа— по святому долгу, налагаемому церковью на восприемников, должен был тотчас же приступить к научению своих крестных детей Христовой вере и всей людской премудрости во славу Божию и на пользу своей родной земли. После него и все русские государи, наследуя от своих предшественников верховную власть над землею, наследуют вместе с тем и долг восприемничества над своим народом; поэтому-то они всегда и стоят во главе Русской церкви и просвещения.

Чтобы начать дело обучения народа, Владимир собрал у лучших простых людей Киева их детей и отдал их в устраиваемые школы под руководство священников. При этом многие матери плакали по своим ребятам, как по умершим, так как очень темен еще был народ. Из набранных детей в школах этих, разумеется, прежде всего стали готовить будущих священников и прочих церковников, которые необходимы были как для совершения треб, так и для научного просвещения паствы.

После крещения киевлян Владимир послал священников, вместе с мужами своей дружины, по разным концам Русской земли проповедовать Евангелие, а затем и крестить народ. На север, по великому пути из варяг в греки, был отправлен митрополит Михаил вместе с Добрыней, дядей Владимира, и Настасом корсунянином.

Народ, живший по пути из варяг в греки, крестился везде без принуждений, но в Новгороде, старом языческом гнезде, всегда крепко не любившем Киев и его христиан, введение Христовой веры было делом нелегким. Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече, и все поклялись не пускать его в город и не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда пришел Добрыня, то новгородцы построили большой мост и вышли на него с оружием. Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели и выставили против него камнеметные орудия; особенно возбуждал новгородцев против христианства волхв Богомил, прозванный за свою складную речь Соловьем. На торговой стороне назначенный в Новгород епископом Иоаким, корсунянин родом, вместе со священниками ходили по улицам и учили людей, сколько могли; им удалось окрестить в два дня несколько сот человек. На другой же стороне реки в это время новгородский тысяцкий Угоняй ездил всюду и кричал: “Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поруганье”, и до того возбудил народ, что тот разграбил дом Добрыни, находившийся на том берегу реки Волхова, убил его жену и еще несколько родственников. Тогда Добрыня отправил на ту сторону реки своего тысяцкого Путяту с пятьюстами человек. Путята незаметно переправился ночью на лодках, захватил Угоняя и других главных зачинщиков беспорядков и отправил их на расправу к Добрыне. После этого народ вступил с Путятой в жестокую сечу и разметал церковь Преображения Господня, принадлежавшую новгородским христианам, кои давно находились в городе в малом числе.

В помощь Путяте на другой день с рассветом прибыл Добрыня со своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу. Тогда новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала, а самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня, конечно, тотчас же согласился на мир, но приказал немедленно сокрушить всех идолов: деревянных пожечь, а каменных, изломав, побросать в реку. Мужчины и женщины, видя это, с воплями и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня с насмешкой отвечал им: “Нечего вам жалеть о тех, кто себя защитить не может; какой пользы вам от них ждать?” — и послал всюду с объявлением, чтобы шли креститься. Вместе с тем посадник Воробей, воспитанный в детстве с Владимиром, человек, отлично владевший словом, пошел на торг и стал сильно уговаривать народ креститься. Многие пошли к реке сами собой, а кто не хотел, того воины тащили силой; говорившим же, что они уже крещены, приказано было надеть на шею кресты, а у кого креста не было, того вели в воду. Так крестились новгородцы. Память в народе о насильном крещении сохранилась надолго, и много лет спустя нельзя было больше рассердить новгородцев, как сказать, что их “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”.

Приняв христианство, Владимир не только ревностно насаждал его среди народа, но и сам преобразился духовно до неузнаваемости. Со времени своего крещения в свою боярскую думу, кроме городских старцев, он стал всегда приглашать и епископов, которые оказывали на все дела большое влияние.

Особенно усердно творил Владимир милостыню. Слушая однажды, как читали в церкви Евангелие, Псалтырь и книгу Премудрости Соломона, он, по рассказу преподобного Нестора, был более всего поражен следующими местами этих священных книг:

В Евангелии: “Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут. Продайте имение ваше и отдайте нищим. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребят”. В Псалтыре царя Давида: “Блажен муж, который милует и дает”. В книге Премудрости Соломона: “Дающий нищему, Богу взаймы дает”. Слышавши все это и желая жить по Писанию, Владимир приказал каждому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать все, что им нужно, платье и еду, и деньги из казны своей. После этого он вспомнил, что есть и такие, которые вследствие дряхлости и болезни не могут добрести до двора его; и вот Владимир велел устроить особые возы, складывать на них хлеб, мясо, рыбу, всякие овощи, мед в бочонках, а в других квас, возить все это по городу и везде спрашивать: “Нет ли где больного и нищего, который не может идти к князю во двор”, и раздавать, кому что нужно.

Став христианином, Владимир стал настолько жалостлив к людям, что прекратил казнить и наказывать преступников; вследствие этого вскоре развелось огромное множество воров и убийц, которые заняли все дороги и начали немилосердно убивать и грабить всех путников, так что одно время не было безопасного прохода и проезда к Киеву.

Тогда сами епископы пришли к Владимиру и сказали, что “умножились разбойники, отчего не казнишь их?” — “Боюсь греха”,— отвечал Владимир. “Ты поставлен от Бога,— сказали ему на это епископы,— казнить злых, а добрых миловать; поэтому разбойников следует казнить, но по правде, с испытанием”. Тогда Владимир стал казнить разбойников; впоследствии же он нашел возможным отменить эти казни и стал наказывать преступников одной денежной пеней — вирою.

Будучи истинно благочестивым и в точности исполняя евангельские веления о милосердии, Владимир вместе с тем был гостеприимным и ласковым хозяином; он со своей княгиней постоянно задавал веселые пиры — как по случаю особых церковных торжеств, так и вообще, в каждый воскресный день. На эти пиры приглашались: во-первых, дружина, а затем сотские, десятские и другие выборные мужи от города. Было за княжескими столами всего во множестве: было мясо и от скота, и от зверей, и всего было в великом изобилии.

Народ прозвал своего ласкового и щедрого князя Красным Солнышком…

Александр Нечволодов, «Сказания о Русской Земле», часть 1, глава 4.



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com