Дружины
Святого креста и Зеленого знамени Российской армии Верховного правителя.
Попытки реконструировать внешний вид
добровольцев Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени предпринимались дважды.
Первый вариант принадлежит А. Каращуку:
крестоносец здесь обмундирован в зимнее походное обмундирование: шинель
светло-серого сукна, солдатскую папаху с кокардой имперского образца, сапоги.
На левой стороне груди нашит православный восьмиконечный крест из белой тесьмы.
Погоны и петлицы – черные, с белыми кантами; на погонах трафаретная
монограмма старославянской вязью « ИС.ХС. ». (Опубликовано в
статье: Дуров В. Награды Белого воинства// Родина. Спецвыпуск «Земля
Сибирь» №5, 2000. С.137).
Прим. администратора. Изображение можно
увидеть например здесь: http://risorden.nm.ru/beld.htm
Второй вариант
принадлежит В.Ж. Цветкову и А.А. Каревскому и выполнен А. Лебедевой.
Крестоносец из числа старообрядцев одет в английский солдатский китель с
нашитым на груди крестом, картуз гражданского покроя с ополченским крестом,
китайские теплые шаровары и сапоги. На шее – медный литой образок.
(Опубликовано в книге: Генерал Дитерихс. М., 2004.)
Погоны добровольцев-дружинников
«Святой бригады» - полков Иисуса Христа и Девы Марии; нагрудный
крест добровольца-дружинника Дружин Святого Креста.
Реконструкция погона добровольцев полка
Иисуса Христа выполнена по рисунку А. Каращука к статье Дурова В.И. Награды
Белого движения//Родина., М., 2000. № 5). Реконструкция погона добровольцев
полка Девы Марии выполнена по аналогии с предыдущим погоном, вензелевое
изображение взято с прорисовок икон Пресвятой Богородицы. Нагрудный крест, надо
полагать, изготовлялся у офицеров - из галуна, у добровольцев-дружинников
– из тесьмы или басона.
Согласно сведениям, любезно
предоставленных В.Ж. Цветковым, для отличия от других военнослужащих Российской
армии Верховного Правителя, подчеркивавшего их характер Дружины Святого Креста
как формирования, бывшие одновременно воинскими частями и религиозными
братствами, получили специальную форму одежды. На левой стороне груди мундиров
и шинелей нашивался белый восьмиконечный крест; головные уборы были также со
знаками креста. Мусульман отличала зеленая нарукавная нашивка с белым
полумесяцем.
Поскольку формирование дружин началось
только в августе 1919 года, централизованное снабжение их единообразным
обмундированием вряд ли существовало. Вероятнее всего, использовались имевшиеся
под рукой различные запасы (по сведениям В.Ж. Цветкова – преимущественно
из числа британских поставок), дополнявшиеся собственной одеждой добровольцев
– в том числе и гражданской.
Ношение погон в дружинах, по всей
видимости, так же не являлось повсеместным. Во всяком случае, имеется туманное
упоминание, приписываемое известному Я. Гашеку: «Сегодня вступил в город
полк Иисуса Христа. У солдат вместо нашивок белые кресты». (Фельетон
«Из дневника Уфимского буржуа», опубликованный в газете «Наш
путь» за 1919 год// ( http://dozor.org/forum/post8955.html ). Вообще же,
из числа более или менее крупных крестоносных частей можно выделись:
«Святую бригаду» (полки: Аксунский Иисуса Христа, Пресвятой
Богородицы и Стерлитамакский Николая Чудотворца), 333-й Марии Магдалины полк и
полк Илии Пророка. (Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М., 1994.
С.86-87.)
Форма одежды добровольцев-дружинников
Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени: полка Иисуса Христа, Омской Дружины
Святого Креста, Киргизской Дружины Зеленого Знамени (британская форма с
элементами национального костюма; описание внешнего вида нарукавной повязки
любезно предоставлено московским исследователем В.Ж. Цветковым) .
«Положение о дружинах Святого
Креста».
2) Каждый вступающий в дружину Св.
Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием обет верности
Христу и друг другу и в знак служения делу Христову налагает поверх платья
Восьмиконечный крест.
Примечание: Крест носится только в
строю.
Егоров Н. Церковь и Белая армия//
Военная быль. М., 1996. № 8. С. 46.
…Так эти Дружины называются
потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая
этим, что они борются не за класс, а за веру, за христианство, против
вероотступников, которые хотят истребить христианство.
Что такое Дружины Святого Креста// Наша
газета. Омск. №3. 19 августа 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004.
С.317.
18 сентября 1919 г. в Омске в
Кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на
солдат батальона Святого Креста. Молебен. Перед его началом Высокопреосвященный
Сильвестр произнес слово о значении Дружин Святого Креста и благословил
дружинников списком с иконы Святителя Николая (список с иконы святителя на
Никольских воротах Кремля). Затем – освящение знамени и крестов для
батальона, изготовленных братством Святителя Гермогена. Кресты возложены
председателем братства …протоиереем Рождественским.
Дружины Святого Креста// Русская армия.
№14. 19 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.331.
О, эти крестоносцы, эти дружины
Зеленого знамени, давшие значительные части, в общем, до 6000 человек вполне
надежных бойцов. Что с ними сделали! …Конечно, вышла история с одеждой и
снаряжением. Винтовки им были выданы новые – американские, те самые, у
которых затвор переставал действовать после десятка выстрелов, а в виде теплой
одежды им пожалованы были китайские широчайшие, стеганые синие штаны без
прорех.
Иванов Вс.. В Гражданской войне: из
записок омского журналиста. Харбин, 1921. С.26.
(сентябрь 1919 г., Омск. Проф. Д.В.
Болдырев) Был он в английском солдатском обмундировании с белым крестом на
груди; поверх формы был надет церковный стихарь, зеленый с галуном.
Иванов Вс.Н. Исход. Повествование о
времени и о себе// Дальний Восток. 1994. №12. С.19.
Форма одежды добровольцев-дружинников
Дружин Святого Креста: полка Иисуса Христа, Омской Дружины Святого Креста;
внешний вид идеолога крестового движения профессора Д.В. Болдырева (зеленый
диаконский стихарь поверх британской формы).
(октябрь 1919 г., Омск) Шли бородачи из
дружины «Святого креста» с нашитыми на левой стороне шинелей
– над сердцем – белыми крестами…
Черкашин Н.А. Адмирал Колчак// Черкашин
Н.А. Адмиралы мятежных флотов. М., 2004. С.221.
…3. Из мусульман, пожелавших встать на защиту своей веры,
образовать при своей дружине Святого Креста особые отряды, с особым зеленым
знаменем.
Резолюция собрания представителей
беженских лагерей г. Омска 27 августа 1919 г.// Наша газета. Омск. №15. 3
сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.325.
Дружинники Святого Креста пойдут в бой с врагами бок о бок с
мусульманскими дружинами, идущими под зеленым знаменем Пророка на защиту своей
веры
Объявление Священной войны// Русская
армия. Омск. №4. 6 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.327.
(октябрь 1919 г ., Омск) По улицам
ходили крестоносцы, поступившие в ряды армии для защиты веры православной.
Рядом с ними маршировали мусульмане со знаком полумесяца. Это было движение
«святого креста» и «зеленого знамени»…
Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак.
М., 2007. С.532.
Разведывательные сводки 26-й дивизии.
Со слов взятых 15.10.1919 года пленных 41-го Уральского полка 11-й Уральского
стрелковой дивизии 3-й батальон полка, состоит из прибывших на днях
добровольцев-крестоносцев Уральской дружины. На фуражках нашит крест белый
8-конечный, а у мусульман – полумесяц, одна половина красная, другая
белая.
РГВА ф.1317 оп.2 д.891 л.32. Информацию
предоставил московский исследователь О.Винокуров.
Омск, середина 1919 г .
Сформированная рота Добровольцев
Дружины Св. Креста, под командой капитана П.П. Русина (ныне полковник), должна
была выступить на фронт, я, узнав об этом, поспешил записаться в нее рядовым
Крестоносцем, и перед отправлением собралась она у собора для выслушания
напутственного молебна. Молебен служил Архиепископ Сильвестр, который при
миропомазании, приколол сам лично на меня, Болдырева и Русина, знаки
крестоносца: на зеленом щите - белый осьмиконечный крест. В строю я стоял на
правом фланге, со мною рядом профессор Болдырев – оба с винтовками.
Енборисов Г.В. От Урала до Харбина.
Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009,
для сайта http://www.elan-kazak.ru/
http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf
Семипалатинск, 19 октября 1919 г .
При чем я продемонстрировал перед
собранием семью Ивановых: накануне собрания вступил добровольцем в Дружину
Крестоносцев почтовый чиновник Кузьма Иванов 43 лет, жена его 40 лет, сын -17
лет и второй сын 13 лет, и все четверо одели наружные знаки Крестоносца.
Смешное было собрание – после
собрания слушатели, загоревшись массовым энтузиазмом, порешили: ходатайствовать
перед Верховным, чтобы "все граждане Семипалатинска..., движимые чувством
преданности Родине, в течение двух недель должны вступить в ряды добровольцев в
Дружину Св. Креста и др. с 18 до 55 лет», а кто не захочет, то (!)
«ходатайствовать перед Вами немедленной мобилизации этого
возраста»…
Это коротенькое, скромно изложенное
клятвенное обещание истинного Русского человека, отрекшегося от личной жизни и
задавшегося одной целью вырвать свою мать Родину – Св. Русь из рук
дьявола –по существу своему и глубокому смыслу является весьма
красноречивым и всеобъемлющим, оно ясно говорит, что на Руси царствует дьявол,
а победа над дьяволом может быть достигнута только под знаком Св. Креста, и что
идущие под Св. Крестом несут Миру мир, а не жестокость и месть, почему эти
люди, согласившись взять на себя великую ответственность – встать под Св.
Крест и назваться «Дружиной Св. Креста», обязались быть до конца
своей жизни верными идее освобождения Св. Руси от дьявола, и сохранить в полной
и неприкосновенной чистоте свое знамя – Св. Крест, который они прикрепили
на своей чистой Русской груди, и прежде чем идти в бой, получали благословение
пастырей духовных, давая это знаменательное обещание и отречение от сведения
личных счетов. Это же делали и мусульмане перед своим Св. Кораном, вставая под
знак «Зеленого Знамени», прикрепив Его на своей груди, и независимо
от того откуда это движение начнется, потребуется ли встать под общий китайский
флаг, японский или другой, но Русский трехцветный флаг мы имеем целью и храним
его в душе и сердце, ибо водрузить его мы лишены возможности.
Енборисов Г.В. От Урала до Харбина.
Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009,
для сайта http://www.elan-kazak.ru/
http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf