Красный
террор в Испании
"Революция
началась с
волны убийств,
разрушений
и грабежей...
По всей
республиканской
Испании без
разбора разграбляли
и жгли храмы
и монастыри"
(Хью ТОМАС,
"Испанская
гражданская
война")
В
республиканской
Испании, начиная
с 1931 года правительство
вступило на
путь крайнего
антиклерикализма.
Среди либералов,
сформировавших
правительство
после победы
на выборах 1931
года левых,
основное влияние
на политику
связывалось
с масонами,
традиционно
враждебными
Церкви и религии.
Стоит напомнить
в этом контексте
ведущего
исследователя
истории испанской
гражданской
войны Хью ТОМАСА.
Акцентируя
факт, что испанское
масонство
повсеместно
отождествлялось
с либерализмом,
ТОМАС подчеркивал,
что "испанские
масоны были
не просто
антиклерикальны,
они были крайне
антирелигиозны".
По ходу
укрепления
республиканского
правительства
акция против
католической
Церкви была
поддержана
набирающими
силу социалистическими,
анархистскими
и коммунистическими
группировками.
Главными
пропагандистскими
упреками в
адрес Церкви
были обвинения
ее в том, она
"сказочно богата
и является
союзницей
капиталистических
плутократов".
В борьбе с Церковью
власти не колебались
распространять
наиболее примитивную
и омерзительную
клевету. Как
писал Марек
Ян ХОДАКЕВИЧ
в ценной работе
"Ограбленная
память. Война
в Испании 1936-39":
"распускались
истерические
сплетни о том,
что иезуиты
отравляют
колодцы, монахи
крадут и убивают
детей, а монахини
предаются
разнообразным
сексуальным
утехам". Нападая
на "церковные
сокровища",
нападающие
старательно
умалчивали
о том, что Церковь
была самой
крупной благотворительной
организацией
в стране, оказывающей
весьма значительную
помощь бедным
и безработным.
А также о том,
что решительное
большинство
испанских
священников
были крайне
бедны и часто
не выбирались
из нищеты, как
и их паства.
В принятой
республиканскими
властями конституции
дело дошло до
значительного
ограничения
религиозных
свобод. Власти
удалили религию
из школ, распустили
монастыри и
конфисковали
их имущество.
Священникам
запретили
учительствовать.
Запретили
церковные
похороны без
предоставления
письменного
свидетельства
о том, что умерший
перед смертью
выразил желание
быть похороненным
по католическому
обряду. Даже
организация
религиозных
процессий была
поставлена
в зависимость
от позволения
властей. Масштаб
и разнообразие
антирелигиозной
деятельности
республиканских
властей вызвали
растущее возмущение
в католической
среде. Воинствующий
антиклерикализм
левых республиканцев,
сосредотчившихся
вокруг президента
Мануэля АЗАНЬИ,
возбудил масштабную
оппозицию его
курсу среди
испанского
населения, в
большинстве
своем католического
по вероисповеданию.
Разочарование
от Республики,
которую конспиративные
романтики-идеалисты
представляли
себе в образе
Прекрасной
девы (La Nina bonita) достигло
предела.
Теперь,
под влиянием
фатальных
ошибок первого
республиканского
правительства,
все большее
число республиканских
деятелей стало
с грустью признавать,
что "лучшая
республика
была во времена
монархии". В
католических
кругах левое
правительство
осуждалось
в том, что вся
антирелигиозная
кампания является
для властей
удобным прикрытием
и имеет целью
маскировку
отсутствия
у правительства
плана действительного
оздоровления
экономики и
социальной
ситуации в
стране. Уже 6
мая 1931 года дело
дошло до резкого
выступления
кардинала Педро
Сегуры и САЕНЦ,
архиепископа
Толедо и примаса
Испании. В
специальном
пасторском
письме кардинал
осудил антицерковную
и антирелигиозную
политику
республиканских
властей, призвав
народ к сопротивлению,
заявив: "Если
мы будем молчать
и бездействовать,
если поддадимся
"аппарату
подавления",
у нас не будет
права жаловаться,
когда горькая
действительность
покажет нам,
что победа
почти была у
нас в руках,
это значит, что
нам следует
биться на смерть
за свою честь,
подобно рыцарям".
Ситуацию
ухудшали
антицерковные
уличные выступления
с участием
анархистов
и левых радикалов.
Во время беспорядков,
спровоцированных
в мае 1931 года в
Испании левыми
радикалами,
дело дошло до
сожжения более
чем сотни
католических
храмов. В католической
среде росло
возмущение
пассивностью
правительства
относительно
антиклерикальных
выступлений,
начиная от
поджогов храмов
и кончая публичными
оскорблениями
и избиениями
священников.
Особенный
протест вызвало
фанатичное
выступление
либерального
министра, а
позднее президента
Республики
Мануэля АЗАНЬИ,
который публично
сказал, что
"все католические
храмы Испании
вместе взятые
не стоят жизни
и одного республиканца".
Республиканские
власти продолжали
свои антицерковные
выступления,
изгоняя из
страны священников
и принуждая
к выезду самого
примаса Испании
(в июне 1931 года).
Зловеще прозвучали
слова республиканского
президента
АЗАНЬИ в октябре
1931 года. Этот
фанатичный
антиклерикал
публично высказал
радость от
того, что Испания
якобы "перестала
быть католической",
сославшись
на успехи
предпринятой
правительством
антирелигиозной
кампании и на
низкие показатели
участия верующих
в богослужениях.
Но даже
после падения
либерального
правительства
и поражения
левых радикалов
в выборах 1933 года,
конфликты
вокруг религии
и Церкви не
перестали быть
главным фактором,
разделившим
испанцев на
два враждебных
лагеря. Крайний
антиклерикализм
большей части
левых деятелей
толкал их к
продолжению
антицерковных
выступлений.
В 1934 году, во время
левого мятежа
в Астурии дело
снова дошло
до массовых
поджогов и
разрушений
храмовых зданий.
Но апогей
антирелигиозных
выступлений
пришелся на
предвыборную
кампанию 17 июля
1936 года. Несмотря
на получение
преобладающего
количества
голосов в пользу
правых и Центра,
вследствие
разногласий
между ними и
несовершенства
избирательных
механизмов,
к власти пришли
либералы.
Пылающие
храмы
Празднующие
победу левые
(социалисты
с коммунистами
теперь контролировали
полицию и
республиканскую
жандармерию)
смотрели сквозь
пальцы на варварские
антирелигиозные
выступления
толпы. Вновь
запылали храмы.
Официальные
источники
отмечали, что
только за период
с февраля по
июль 1936 года было
сожжено 170 храмов.
В одном только
городе Кадиз
5 марта были
сожжены католическая
школа, здание
монастыря и
5 католических
храмов. Все
чаще дело
заканчивалось
убийствами
священников
и монахинь.
Безнаказанность
этих антирелигиозных
актов насилия
стала одной
из причин начала
кровавой гражданской
войны в Испании
(1936-1939).
В течение
всего периода
граажданской
войны власти
так называемой
"красной Испании"
проводили
политику безусловной
атеизации.
Особым правительственным
декретом власти
предписали
закрытие всех
святынь с полной
конфискацией
их имущества.
Был введен
полный запрет
на оказание
священнических
услуг. На территориях,
занятых республиканскими
войсками дело
дошло до полного
уничтожения
католических
храмов и монастырей,
с особой ревностью
происходившего
в провинции.
В Барселоне,
например, было
сожжено 58 храмов.
Уцелел только
кафедральный
собор. Варварски
было сожжено
10 тысяч томов
из богатейшего
собрания кафедральной
библиотеки
в Куэнке. Были
организованы
публичные
сожжения икон,
католических
статуй и богослужебных
книг.
Враги
Церкви не переживали
по поводу нежелания
множества людей
участвовать
в предписанном
властями уничтожении
предметов
религиозного
культа. Согласно
Хью ТОМАСУ,
"доктор БОРКЕНАУ
наблюдал грустных
женщин, несших
к костру молитвенники,
иконы, статуэтки
и прочие дорогие
для них предметы,
которые были
для них частью
повседневного
быта. Только
дети радовались
возможности
безнаказанно
отбивать носы
у статуй перед
тем, как бросить
их в огонь".
Жертвой
воинственного
атеизма "красной
Испании" пало
более 20 тысяч
святынь. Это
означало уничтожение
почти половины
испанских
храмов. В пустых,
ограбленных,
с ободранными
украшениями
храмах устраивались
народные дома,
амфитеатры
для цирковых
представлений
и т. п. В мадридском
храме св. Антония
de Floriad был устроен
довольно своеобразный
"футбольный
матч", в котором
роль мяча играл
череп святого.
Республиканские
милиционеры
глумились над
священническими
ризами, уничтожали
предметы религиозного
культа, плясали
в обнимку с
мощами, извлеченными
из пещер и катакомб.
Постоянно
осквернялись
кладбища.
В Хуэске
тела, выкопанные
из могил были
уложены в позициях
совокупляющихся
пар.
Либеральный
историк Хоск
М. САНЧЕС писал,
что "тысячи
храмов были
сожжены, осквернены
предметы культа,
раскопаны
могилы монахинь,
останки которых
извлекались
на посмешище
зевак, и с ними
устраивались
глумливые
псевдо-религиозные
представления
и процессии".
Убийства
священников
Огромные
размеры принял
террор непосредственно
направленный
на испанское
духовенство.
На территории,
подвластной
республиканцам,
от расстрелов
и пыток погибло
в общей сложности
7937 лиц духовного
звания: 12 епископов,
283 монахини, 5255
священников,
2492 монахов и 249
послушников.
Только за один
день 6 ноября
1936 года во время
массовой казни
в Мадриде было
расстреляно
более 200 священников,
монахинь и
семинаристов
(одновременно
было казнено
около 2400 политзаключенных).
От рук
палачей "красной
Испании" погибли
епископы Барселоны,
Альмерии, Кадикса,
Таррагоны,
Куэнси, Лериды,
Жаэан, Сюидад
Реаль, Теруэла,
Сегорбе, апостольский
администратор
епископ БАРРБАСТРО
и апостольский
администратор
ОРИХУРЛИ. Епископ
Сюидад Реаль
был убит в тот
момент, когда
он работал над
историей Толедо.
После убийства
палачи уничтожили
всю собранную
епископом
историческую
документацию
и черновики.
Епископ Жаэаны
был убит вместе
с сестрой на
глазах двухтысячной
толпы зевак.
Епископов
Кадикса и Альмерии
принудили перед
казнью отдраить
палубу тюремного
судна "Astoy Mendi".
Сохранились
многочисленные
свидетельства
о жестоких
пытках, которым
подвергались
жертвы "красного"
республиканского
террора. Мать
двух иезуитов
была удавлена
распятием. Дон
Антонио Диаса
дель МОРАЛЬ
из Сьемозуэлос
запихали в
загон с разъяренными
быками и дождались,
пока те его не
забодали до
смерти. Затем
у замученного
насильники
отрезали ухо,
как это делает
матадор поверженному
быку.
Кровавая
геенна духовенства
на территориях,
подвластных
"красной Испании"
была также
историей неслыханной
самоотверженности
и героизма за
веру. Лучше
всего иллюстрирует
их тот факт,
что священникам
часто предлагалась
жизнь в обмен
на отречение
от веры, однако
ни одного подобного
случая отмечено
не было (!).
Вспомнил
об этом в своем
прекрасном
стихотворении
Aux Martyrs Espagnols (К испанским
мученикам)
французский
поэт Поль КЛОДЕЛЬ:
"убито 11 епископов
и 16 тысяч священников...
Ни одного
отречения"...
Хотя
число казненных
лиц духовного
звания и была
преувеличена
КЛОДЕЛЕМ (по
подтвержденным
данным погибло
7937 священников,
епископов и
монахов с
послушниками),
факт огромного
количества
людей, мужественно
принявших
смерть за веру
потрясает.
Красные
варвары испытывали
настоящий шок,
будучи не способными
никаким способом
принудить свои
жертвы к отречению,
даже ценой
сохранения
жизни. Многие
мученики, умирая,
успевали крикнуть
" Слава Господу
Иисусу Христу!"
(Viva Cristo Rey!).
С этими
словами отошел
в мир иной и
епископ Эстаквио
НЬЕТО из Сигуэнцы,
расстрелянный
27 июля 1936 года.
Историк Хью
ТОМАС описывает
события так:
"приходской
священник из
Наволморалеса
сказал полицейским,
пришедшим
арестовать
его: "Желаю
принять муку
за Христа". -
"Если хочешь
этого, сказали
полицейские,
- тогда и умрешь,
как Он". Они
сорвали со
священника
одежды и безжалостно
отхлестали
его бичом. Затем
привязали его
спиной к деревянной
балке, напоили
его уксусом
и короновали
терновым венцом.
"Хули Бога и
освободим
тебя", - сказал
начальник
полиции. "Я
прощаю и благословляю
вас", - отвечал
ему священник.
Полицейские
стали спорить,
каким способом
убить священника.
Хотели его
распять, в конце
концов застрелили
его в положении,
обращенном
в сторону тех,
кто его расстреливал,
так, чтобы он
мог благословить
их перед смертью".
14 сентября
1936 года в лево-ориентированной
газете "The New York Times"
была опубликована
корреспонденция
из Испании,
автор которой
сообщал, что
в городке Эль
Саусейо в Севилье
он видел тело
священника,
отца Хосе де
ла КОРА, распятое
кверху ногами
на дверях костела.
Типичный пример
антирелигиозной
жестокости
был отмечен
24 июля 1936 года в
Мадриде. В этот
день социалистические
милиционеры
выволокли на
улицу трех
прятавшихся
сестер-кармелитанок.
С криком: "Монашки!
Расстрелять!"
- набросились
на них их тут
же казнили.
Один
из фанатичных
палачей так
вспоминал о
поведении
священников,
сопровождаемых
к месту казни:
"Вот идиоты!
Некому было
заткнуть им
рты! Всю дорогу
пели, прославляя
своего Христа!
Один из них пал
замертво, когда
мы сбили его
прикладом, -
истинная правда!
Но чем больше
мы били их, тем
громче они пели
"Viva Cristo Rey".
Некий
человек по
имени Фернандес
де ДИОС (что в
переводе с
испанского
означает "Божий",
"принадлежащий
Богу"), написал
письмо к министру
юстиции, в котором
просил разрешить
ему изменить
фамилию на
BAKUNIN, поскольку
"ничего общего
с Богом он иметь
не желал" потому,
что "как можно
продолжать
верить в Бога,
который равнодушно
взирает на то,
как жгут Его
Церкви и уничтожают
иконы с Его
образами"
Как
же может выглядеть
в свете всех
этих варварских
преступлений
и массовой
резни предпринимаемая
сегодня в Польше
кампания за
прославление
"домбровцев"
(Dąbrowszczakоw), то есть,
людей, поддержавших
большевистский
террор в Испании
и разделивших
с республиканцами
ответственность
за зверства
красных.
Ничего
удивительного
в том, что многие
верующие в
Испании видели
в гражданской
войне против
красных именно
"крестовый
поход против
зла", борьбу
за своих священников,
за естественный
ход приходской
жизни, за свободу
богослужений
и за право на
молитву.
Вспомним
и о том, что папа
Пий XI в первой
своей публичной
проповеди по
поводу гражданской
войны в Испании
14 сентября 1936 года
приписал
республиканцам
"поистине
сатанинскую
ненависть к
Богу".
Проф.
Ежи Роберт
НОВАК, Польша
Эпилог.
Красный реванш
Трудно
и долго умирая,
страдая от
тяжелой болезни
и старческой
немощи, Франсиско
Франко на смертном
одре сказал
Королю Хуану
Карлосу: "Ваше
Высочество,
я прошу Вас
только об одном,
сохраните
единство Испании".
Как и
должно всякому
христианину
Франко, заявил
перед смертью:
"Я прошу прощения
у всех, кто объявил
себя моими
врагами, как
и сам всем сердцем
прощаю их, даже
если никогда
их таковыми
не считал. Я
верю, что у меня
не было иных
врагов, кроме
врагов Испании".
Отошел
ко Господу
генералиссимус
Франко20 ноября
1975 г. Прошло 30 лет
со дня его кончины,
сменилось
поколение, и
что можно увидеть
сегодня? Наследие
его фактически
забыто. Обезбоженная
"Испания",
восстала из
пепла и ведет
непримиримую
борьбу с Испанией
католической
и исторической.
К сожалению,
Король Хуан
Карлос, не сумел
сдержать своего
обещания, легализовал
Коммунистическую
партию в 1977 г.,
одновременно
распустив
Национальное
движение, в
верности которому
клялся. Самоустранившись
от власти, он
допустил к
управлению
государством
социалистов,
которые недавно
"легализовали"
содомский грех.
17 марта
2005 г. был демонтирован
памятник Франко
на площади
Сан-Хуан, в центре
Мадрида, а
одновременно
разрушены его
монументы в
ряде других
городов Испании.
Левые неоднократно
покушались
на могилу Франко
в "Долине павших",
видимо даже
после смерти
не дающего
"живым мертвецам"
покоя.
Теперь
они ставят
вопрос о целесообразности
существования
вообще самой
монархической
формы. Ползучий
красный реванш,
все более опутывает
Испанское
государство,
погружая во
тьму 1931-1936 гг.
Однополые
браки в Испании
были узаконены
3 июля 2005 года. По
результатам
выборов 2004 года
премьер-министром
Испании стал
Хосе Луис Сапатеро,
руководитель
социалистической
партии, одним
из ключевых
моментов предвыборной
кампании которой
являлась легализация
браков однополых
пар и их право
на усыновление.
После долгих
дебатов в Парламенте
закон был принят
30 июня 2005 года и
опубликован
2 июля 2005 года.
Закон о однополых
браках вступил
в силу в воскресенье
3 июля 2005 года.[2].
Таким образом,
Испания стала
третьей страной
в мире после
Нидерландов
и Бельгии, где
однополые пары
могут вступить
в брак.
Принятый
в Испании новый
закон, разрешающий
аборты, по словам
секретаря
епископата
Хуана Антонио
Мартинеза
Камино, - это
"лицензия на
убийство".
Напомним,
что летом прошлого
года Конференция
испанских
епископов
призвала членов
нижней палаты
парламента
голосовать
против введения
закона, разрешающего
совершение
абортов по
просьбе самих
беременных.
19 Февраля
2005. Высший государственный
совет Испании
по делам средней
школы выступил
за то, чтобы
преподавание
католической
религии в испанских
школах как
обязательного
предмета было
прекращено.
Это решение
принято большинством
голосов.
Совет
считает, что
соглашения,
которые существуют
между Испанией
и Ватиканом,
должны быть
аннулированы.
Потому что они
создают неоправданные
привилегии
для католической
церкви, хотя
она отделена
от государства.