Духовный
большевизм
«Вы
отца вашего
диавола есте,
и похоти отца
вашего хощете
творити: он
человекоубийца
бе искони и во
истине не стоит,
яко несть истины
в нем: егда глаголет
лжу, от своих
глаголет, яко
ложь
есть и отец
лжи»
(Иоан. 8, 44).
«Человекоубийство»
и «ложь»
— вот действительно
основные черты,
которыми так
ярко проявляет
себя большевизм.
Это
— так, но этим
далеко еще не
все сказано,
не исчерпана
до конца сущность
большевизма,
как уродливого
явления духовной
жизни. Большевизм
есть нечто
гораздо более
страшное.
Корни
большевизма
— в том пагубном
настроении
духа свободного
и разумного
существа, созданного
Богом, которое
Денницу сделало
диаволом. Возгордился
Денница — высшее
и совершеннейшее
творение Божие,
залюбовался
собой и возомнил
о себе, что он
ничуть не уступает
Богу в своих
совершенствах,
что он — равен
Богу. И это послужило
причиной его
мгновенного
страшного
падения с той
высоты, на которой
он находился,
в низины ада,
а сам он сделался
родоначальником
всякого зла
— всякой гордыни,
непослушания
и противления
Богу.
«Как
пал ты с неба,
денница, сын
зари!»
— горестно
восклицал о
нем пророк: «а
говорил в сердце
своем: взойду
на небо, выше
звезд Божиих
вознесу престол
мой… взойду
на высоты облачныя,
буду подобен
Всевышнему.
Но ты низвержен
во ад, в глубины
преисподней…
в преисподнюю
низвержена
гордыня твоя,
со всем шумом
твоим»…
(Исаии гл. 14, 11-15).
Став
на путь гордыни,
непослушания
противления
Богу, падший
Денница, в слепой
злобе своей
против Бога,
этому же научил
и первозданных
людей, внушив
им нарушить
данную им в раю
заповедь Божию,
и через них
ядом своей
гордыни отравив
весь происшедший
от них человеческий
род.
Не все,
однако, полностью
и целиком поддались
этому богоборческому
настроению.
По признаку
своего отношения
к нему, по степени
своего сопротивления
ему или порабощения
им, еще в самые
древние времена,
как свидетельствует
Библия (см. кн.
Бытия гл. 4-6), возникло
деление людей
на «сынов Божиих»
и «сынов человеческих».
Последних
правильнее,
впрочем, было
бы называть
теперь «сынами
диавола», как
и назвал Господь
упорно неверовавших
в Него иудеев.
Между
«сынами Божиими»,
стоявшими за
правду Божию,
и «сынами диавола»,
пытавшимися
насадить всюду
ложь диавольскую,
естественно
возникла борьба.
Эта борьба, в
сущности, и
составляет
главное содержание
всей так называемой
«истории
человечества».
Она будет
продолжаться
и впредь — до
скончания века,
ибо диаволу,
ненавидящему
Бога, ненавистны
и служители
правды Его —
«сыны Божии».
По ясному предречению
Слова Божия,
именующего
диавола «князем
мiра сего» (Иоан.
12, 31), ложь диавольская
будет приобретать
все большую
и большую власть
и силу в этом
мiре, о котором
потону и сказал
Апостол, что
он «во зле лежит»
(1 Иоан. 5, 19). Мало
того: по особому
попущению
Божию, в «последния
времена» —
времена антихриста
— наступит
кажущееся
временное
торжество лжи
диавольской
на земле, пока
не явится Господь,
Который «убиет
антихриста
духом уст Своих
и истребит
явлением пришествия
Своего» (2 Солун.
2, 8). Тогда ложь
диавольская
сгинет, и восторжествует
окончательно
правда Божия,
которая и будет
обитать на
новом небе и
новой земле,
после того как
прежние «небеса
с шумом прейдут»,
а «земля и все
дела на ней
сгорят» (2 Петр.
3, 10-13).
К этому
времени произойдет
отсеивание
«пшеницы» от
«плевел», решительное
размежевание
между «сынами
Божиими» и
«сынами диавола»,
которое получит
свое окончательное
утверждение
на Страшном
Суде (Матф. 25,
31-46). Ясные признаки
такого «отсеивания»,
или «размежевания»
наблюдаются
уже в наши дни
— дни такого
явного безстыдно-открытого
богоборчества,
дерзкого бунта,
непослушания
и противления
Богу, какого
никогда еще
не знала история
человечества.
Вместе с тем
никогда еще
не было и такого
господства
лжи, не являлось
стольких «прельщений»
всякого рода,
как в наши подлинно
«лукавые» дни:
с особо-изощренным
искусством
облекается
ныне диавольская
ложь в призрачную
видимость
правды, дабы
«прельстить,
аще возможно,
и избранных»
(Матф. 24, 24). И сколь
многие действительно
прельщаются
или, по крайней
мере, становятся
в тупик, не будучи
в состоянии
разобраться,
где ложь, а где
правда.
Поистине
страшное время
мы переживаем,
и горе тому,
кто этого не
сознает, не
понимает!
А не
понимают многие
и не понимают
самого главного.
Не
понимают того,
что большевизм
уже повсюду
торжествует
свою духовную
победу — далеко
за пределами
СССР — и в других
странах и в
рядах самой
нашей русской
эмиграции,
будто бы борющейся
с ним.
Забывают
то, что большевизм
это отнюдь не
одна только
политическая
система, а прежде
всего — наиболее
яркое и откровенное
выражение, в
наши дни, диавольской
гордыни, дерзкого
неистового
бунта, своеволия,
непослушания
и противления
Богу и Его
Божественному
закону.
Именно в
этом
заключается
коренная
сущность
человекоубийственного
и исполненного
диавольской
лжи большевизма,
а «человекоубийство»
и «ложь» это
только «производные»
— естественные,
так сказать,
логические
последствия
такого богоборческого
настроения.
На
наших глазах,
не без успеха,
стремится
большевизм
к мiровому
господству.
И при нынешних
умонастроениях
масс он легко
этого может
достигнуть,
если люди, наконец,
не поймут, что
борьба с большевизмом
не есть политика
и не должна
вестись в области
одной только
политики. Большевизм
это — целостное
мiровоззрение,
но отнюдь не
атеистическое,
как принято
думать, а богоборческое.
Он претендует
на то, чтобы
стать всеобъемлющей
идеологией,
совершенно
вытеснив веру
в Бога и заняв
место этой веры
в сердцах людей.
А потому борьба
с большевизмом
в сфере одной
только политики
ни к какому
положительному
результату
привести не
может. Целостному
мiровоззрению
большевизма
должно быть,
прежде всего,
противопоставлено
столь же целостное
мiровоззрение,
и притом не
отвлеченное,
а жизненное,
находящее себе
действительное
осуществление
в жизни людей.
Борьба
с большевизмом
настоящая,
последовательная,
разумная — это
борьба за правду
Божию против
лжи диавольской.
Это
— борьба «сынов
Божиих» против
«сынов диавола».
Только
тот и может
надеяться на
успех в этой
борьбе, кто
сознает себя
«сыном Божиим»,
кто ведет себя
и живет достойно
этого высокого
звания. Кто же,
заявляя себя
«антибольшевиком»,
в душе своей
остается причастным
большевицкой
идеологии
богоборчества,
гордыни, бунтарства,
своеволия,
непослушания
и противления
Богу и Его
Божественному
Закону, тот и
сам себя и других
обманывает.
Не под силу
такому борьба
с большевизмом,
и ни к чему она
не приведет.
Печальные
опыты прошлого,
казалось бы,
всех нас должны
бы были научить,
что диавольскую
силу большевизма
победить можно
только силою
Божиею. Лишь
креста Господня
боится диавол,
а человеческое
оружие, вплоть
до самой атомной
бомбы и всех
ухищрений
современной
разрушительной
техники, ему
не страшно.
Еще
менее страшны
диаволу политические
программы,
которыми некоторые
наивные политические
деятели думают
запугать и
победить большевизм.
Бумага ведь
все терпит! И
разве мы не
видели, к чему
привели на деле
такие прекрасные
сами по себе
лозунги, как
«свобода»,
«братство»
и «равенство»?
Довольно
празднословия
и празднописания!
Кто
хочет не на
словах, а на
деле спасать
Россию (а с нею
теперь и весь
мiр!) от большевизма,
тот должен
начать с
самого себя.
Он должен тщательно
проверить себя,
не живет ли в
его собственной
душе чего-либо
от богоборческой
идеологии
большевизма?
нет ли в нём
непослушания
и противления
Богу и Его
Божественному
Закону? не одержим
ли он гордыней,
самолюбием
и своеволием?
не чванится
ли он своим
материалистическим
мiровоззрением
и не прикрывает
ли им свою
порабощённость
разным низменным
страстям и
порокам, оправдывая
свои животные
инстинкты и
считая их законными
для себя? не
переживает
ли он, хотя бы
по временам,
бунтарского
настроения
духа, отвергая
все высокие
духовные авторитеты
и ставя ни во
что своих законных,
от Бога поставленных
пастырей, духовных
руководителей,
родителей,
наставников
и начальников?
не бывает ли
в нем резких
проявлений
грубости, дерзости
и разнузданного
противления,
когда кто-либо
или что-либо
становится
на пути осуществления
им его эгоистических,
самолюбивых,
тщеславных
или низменных
страстных
стремлений
и вожделений?..
У
кого живут в
душе подобные
настроения,
кто легко поддается
им, не борясь
с ними и не обуздывая
их голосом
трезвенного
благоразумия,
тот по-настоящему
бороться с
большевизмом
не способен,
ибо такой —
одно
с богоборцами-большевиками,
он единодушен
и единомышлен
с ними, а сатана,
как засвидетельствовал
об этом Сам
Господь Иисус
Христос, «разделиться
на ся» (сам с
собою) не может
(Матф. 12, 26).
В
том и заключается
главное зло
и безнадежность
нашей эмигрантской
жизни, что многие
из нас — едва
ли не большинство!
— совсем не
вникают в диавольскую
сущность большевизма.
Выступая в
качестве борцов
с большевизмом,
они не замечают
того, что сами
являются носителями,
а иной раз — и
яркими выразителями
его духа, вводя,
таким образом,
в заблуждение
и самих себя
и других. Именно
в этом причина,
что, несмотря
на столь очевидную
для многих
губительность
человеконенавистнического
большевизма,
он до сих пор
не мог быть
побежден. И
никогда не
сможет быть
побежден, пока
борющиеся с
ним сами будут
носить яд
большевицкий
в своих душах.
Нельзя
забывать, что
большевизм
это — духовная
зараза, которой
начало болеть
наше русское
общество еще
задолго до
революции 1917
года.
А потому крайне
неразумно, в
противовес
гнусным хулителям
царской России,
злословящим
то, чего не знают
(Иуд. 1, 10), идеализировать
полностью все,
что было в прежней
дореволюционной
России. Только
крайняя духовная
слепота (если
не преднамеренная
злоумышленность)
может оправдывать
разного рода
вакханалии
и безобразные
безнравственные
явления в нашей
эмигрантской
жизни тем, что
так,
мол, было и прежде
в царской России.
Если бы все
было тогда
хорошо и благополучно,
то не
было бы революции,
не было бы кровавого
торжества
большевизма!
Не призывал
бы еще в те времена
наш великий
всероссийский
пастырь приснопамятный
отец Иоанн
Кронштадтский
к нравственному
очищению, ко
всенародному
глубокому
покаянию, к
перемене нравов
языческих на
христианские,
грозя в противном
случае неизбежной
карой Божией
за богоотступничество,
за безбожье,
за умножение
беззаконий.
А мы
— увы! — испытав
на себе все
страшные, кровавые
последствия
этого богоотступничества
и попав в результате
этого заграницу,
продолжаем
и здесь, в основной
своей массе,
идти все тем
же путем, который
привел нашу
Родину к большевизму.
Где же тут здравый
смысл? где простая
человеческая
логика?
И не
к нам ли следует
отнести теперь
слова великого
ветхозаветного
пророка Исаии,
обращенные
им некогда, по
повелению
Божию, к жестоковыйному
Израилю:
«Во
что вас бить
еще, продолжающие
свое упорство?»
(Ис. 1, 5).
И не
понимают, в
большинстве
своем, православные
русские люди,
оказавшиеся
заграницей,
что все наши
здешние беды
и нестроения,
все наши нелады,
распри, несогласия,
взаимная вражда
и разделения,
начиная со
столь печальных
церковных
расколов,
церковно-приходских
смут и волнений,
постоянных
разладов и
распадов в
среде наших
национальных
и общественных
организаций
и кончая скорбными
явлениями
развала настоящей,
нормальной
семейной жизни
и обезличением
отдельных
русских людей,
продающих свое
первородство
за чечевичную
похлебку и
сливающихся
с окружающей
их, зачастую
глубоко преступной
средой, — объясняются
не чем иным,
как живущей
в душах их
большевицкой
заразой — духом
диавольской
гордыни,
непреклонно-упрямого,
до смешного
доходящего
самолюбия и
самомнения,
явного или
скрытого
богоборчества,
дерзкого, наглого
бунтарства,
своеволия,
разнузданности,
непослушания
и противления
Богу, Святой
Церкви, церковным
правилам и
установлениям,
тысячелетним
священным
традициям.
Необходимо,
наконец, понять,
что кроме большевизма
в сфере чисто-политической,
есть еще большевизм
духовный,
извнутри разлагающий
человеческие
души, а потому
еще более губительный
и опасный; что
область этого
духовного
большевизма
в настоящее
время во много-много
раз шире, чем
область большевизма
политического,
и что последний
черпает главную
для себя силу
и поддержку
в этом духовном
большевизме.
Духовный
большевизм
— главная опора
большевизма
политического
в предпринятом
им грандиозном
плане завоевания
всего мiра. И
пока мы не обратим
должного внимания
на борьбу с
этим духовным
большевизмом
в наших собственных
душах, на решительное
искоренение
и преодоление
его в нашей
церковной,
общественной,
семейной и
личной жизни,
безплодными
останутся все
наши надежды
на какое-то
лучшее будущее
для нас, для
России и для
всего мiра.
И
если мы действительно,
а не на словах
только, стремимся
к этому лучшему
будущему и к
спасению нашей
Родины, а с нею
и всего мiра от
нависшей уже
над ним страшной
угрозы большевизма,
то должны понять,
что — путь
к этому лежит
не через нынешнее
нездоровое
увлечение
устройством
постоянных
парадных банкетов
и всевозможных
увеселительных
собраний, балов
и вечеров, «с
танцами до
утра», праздно-мечтательными
речами и легкомысленным
времяпрепровождением,
столь не вяжущимся
с серьезностью
переживаемого
нами времени,
— а только
через полное
обновление
нашей жизни
в духе истинной
Христовой веры,
в духе подлинной
православной
церковности,
соединяющей
нас с Богом и
подающей нам
ту благодатную
силу Божию, без
которой невозможно
сокрушить
сатанинское
царство большевизма.
Ибо
— «без
Мене не можете
творити ничесоже»,
ясно сказал
Господь (Иоан.
15, 5).
Архиепископ
Аверкий (Таушев)