Эпоха
национального
консерватизма
Формально
первая фашистская
организация
была создана
итальянскими
антикоммунистами
в марте 1919 года.
Вскоре аналогичные
движения, каждое
по-своему развивавшее
идеи итальянских
коллег, возникли
по всей Европе,
апеллируя к
национальной
гордости и
традиционным
ценностям
народов континента.
В
сущности этого
феномена хорошо
и быстро разобрались
русские эмигранты.
"Муссолини
сохранил многое
старое: принцип
частной собственности,
церковь, религию,
семью, личную
инициативу,
отвергнув лишь
воинственный
принцип борьбы
классов, — писала
эмигрантская
газета "Возрождение"
в одной из своих
редакционных
статей, озаглавленной
"Торжество
фашизма". —
Такое возвращение
на новых началах
к старому пути
эволюции
человеческого
общества, с
которого Европа
свернула после
французской
революции,
казалось европейским
снобам безбожной
теории материалистического
прогресса не
только недостаточно
радикальным,
но и прямо
реакционным,
тогда как коммунизм
был как будто
прогрессом.
И мало-помалу
идеи фашизма,
с одной стороны,
и коммунизма
— с другой,
становились
знаменем двух
противоположных
лагерей, на
которые разделилась
европейская
политическая
мысль".
Еще
более отчетливо
ту же точку
зрения выразил
М. Георгиевский,
исполнительный
секретарь
"Национально-трудового
союза нового
поколения"
— русской молодежной
зарубежной
организации.
"Два лагеря
противостоят
во всеоружии
друг другу и
готовятся к
борьбе, — констатировал
он. — Их разделяют
не только
экономические
счеты, но и идейные
расхождения.
Миру предстоит
борьба двух
мировоззрений.
Будущая война
будет своего
рода религиозной
войной. Еврейство
и демократия
пылают лютой
ненавистью
к фашизму. Им
отвечает презрение
и ненависть
противного
лагеря".
Национально-консервативное
движение в
Европе многим
русским беженцам
представлялось
продолжением
той борьбы,
которую у себя
на родине проиграла
Белая Гвардия.
"Целый ряд
народов добился
победы своей
Белой Идеи —
Италия, Португалия,
Германия, Венгрия",
— писал в 1938 году
Иван Солоневич.
Неудивительно,
что в среде
русской эмиграции
во всех концах
земли начали
возникать
профашистские
группы и организации,
самая крупная
из которых под
названием
"Российский
Фашистский
Союз" образовалась
в Харбине и к
1938 году насчитывала,
по разным оценкам,
от 10 до 23 тысяч
членов и 48 отделов
в 18 странах.
Социально-экономические
и политические
успехи фашизма,
позволившие
ему прийти к
власти во многих
странах и установить
в них относительное
материальное
благополучие
и классовый
мир, привлекали
всеобщее внимание,
которому отдали
дань предприниматели,
ученые и писатели.
"Конечно, не
одни русские
эмигранты
видели в фашизме
источник жизненной
силы, — свидетельствует
Джон Стефан,
профессор
Гавайского
университета,
автор обширной
монографии
"Русские фашисты".
— то и дело в
20-е и даже 30-е годы
ведущие европейские
интеллектуалы
выражали восхищение
Муссолини. Да
и не только
европейцев
влекло к фашизму.
В 1932 году Чан-Кай-ши
заявил: "Фашизм
— это то, что
Китаю сейчас
нужно больше
всего”. Семью
годами позже
в нью-йоркском
Гарлеме негритянские
активисты
основали откровенно
фашистское
"движение за
мир в Эфиопии".
В высшей степени
изменчивый
фашизм внедрялся
в сознание
мечтателей-радикалов
всех мастей..."
Период
между Первой
и Второй мировыми
войнами стал
эпохой бурного
развития
национального
консерватизма
по всему миру.
Однако тот
факт, что развитие
консервативного
движения завершилось
новой мировой
бойней и окончательным,
повсеместным
утверждением
космополитических
идеалов и ценностей
— требует
внимательного
и вдумчивого
осмысления.
Как бы трудно,
больно и тяжело
нам ни было,
чего бы это нам
ни стоило, мы
должны обязательно
во всем разобраться.
Демифологизировать,
наконец, историю
XX века, понять
ее скрытые
пружины и механизмы,
оценить с учетом
такого опыта
нынешнее положение
России и избежать
повторения
роковых ошибок
прошлого.
http://www.rusnation.org/sfk/0504/0504-07.shtml