Юлиус Эвола
- Моя встреча
с Кодряну
Среди
вождей различных
движений
национального
возрождения,
возникших в
период между
двумя мировыми
войнами, из
тех, с которыми
я имел возможность
познакомиться
лично, мне особенно
запомнился
Корнелиу Кодряну,
лидер румынской
Железной гвардии,
как одна из
наиболее благородных
и чистых фигур.
Весной 1936 г., во
время одной
из исследовательских
поездок по
разным странам
Европы, предпринятым
мной в тот период,
я посетил Бухарест.
Кодряну
производил
впечатление
даже своим
физическим
обликом. Высокий,
хорошо сложенный,
он воплощал
в себе "арийско-романский"
тип, который
и в Румынии
имеет своих
представителей,
восходя, с одной
стороны, к
колонизации
Дакии римлянами,
также как и к
индоевропейским
обитателям
наиболее древней
из местных
областей. Его
лицо и манера
говорить убеждали
в том, что перед
вами человек,
в котором жестокость,
бесчестность,
неверность
и предательство
абсолютно
невозможны.
Ему также приходилось
считаться с
той властью,
которую он имел
среди своих
последователей,
связанных с
ним отношениями
очень личными
и намного более
глубокими чем
в случае простого
политического
грегоризма.
В
тот период
ситуация в
Румынии была
достаточно
напряженной,
если говорить
об отношениях
между правительством
короля и Железной
гвардией. Возникала
атмосфера,
позднее вылившаяся
в продолжительную
трагедию. В
итальянском
посольстве
мне сказали,
что встречаться
с Кодряну не
стоит; румынские
власти немедленно
высылали всех
иностранцев,
вошедших с ним
в контакт. Я не
прислушался
к этому предостережению.
Некий румын,
с которым я
поддерживал
отношения,
поскольку он
интересовался
традиционалистскими
исследованиями,
выступил в роли
посредника.
(1)
Через
некоторое время
после того, как
я выразил желание
встретиться,
два эмиссара
тихо появились
в холле отеля,
в котором я
жил, дабы отвести
меня к своему
руководителю,
в знаменитую
Casa Verde - Зеленый дом.
Будучи построенным
на окраине
Бухареста
самими легионерами,
он являлся
штаб-квартирой
всего движения.
После
прохождения
через то, что
в Румынии является
ритуалом проявления
гостеприимства
— гостю предлагают
маленькую
тарелочку с
мармеладом
и стакан воды
— появился
Кодряну и в ту
же минуту, с
самых первых
слов между нами
установилось
душевное
взаимопонимание.
Он знал о моей
книге "Восстание
против современного
мира", которая,
будучи два года
назад издана
на немецком,
вызвала значительный
резонанс в
центральной
Европе. Мое
желание заложить
под политическую
борьбу духовную
и традиционную
основу, совпадало
с желанием
Кодряну и сближало
нас.
По
причине того,
что я не говорю
по-румынски,
он объяснялся
на французском,
определенно
волнуясь по
поводу того,
удается ли ему
формулировать
свои мысли в
точной, лаконичной
и обдуманной
форме.
Среди
тем нашего
разговора мне
вспоминается
интересная
характеристика,
которую Кодряну
дал фашизму,
германскому
национал-социализму
и своему собственному
движению. Он
сказал, что в
любом организме
существуют
три принципа:
телесная форма,
жизненная сила
и дух. Так же
можно оценивать
и нацию, а также
движение обновления
может развиваться,
делая упор на
тот или иной
принцип. Согласно
Кодряну, в фашизме
доминировал
принцип формы,
как формообразующей
политической
идеи и Государства;
это было наследием
Рима, как образующей
силы. В германском
национал-социализме
он видел значительную
тягу к жизненной
силе: права,
которые в рамках
национал-социализма
имела раса,
расовый миф,
апелляции к
крови и расовому,
национальному
сообществу.
С другой стороны,
для Железной
гвардии точкой
отсчета являлась
духовная
составляющая.
По крайней
мере, он хотел
от нее отталкиваться.
А под "духом"
Кодряну понимал
нечто, имевшее
отношение также
к чисто религиозным
и аскетическим
ценностям.
Он
говорил, что
в румынском
народе есть
что-то дряхлое.
Глубочайшее
обновление,
которое исходило
бы из глубин
индивидуума
и которое было
бы направлено,
помимо прочего,
против всего,
что подчиняется
желанию обогащаться,
низменным
интересам,
политиканству
и меркантилизму
городов — являлось
необходимым
условием. Таким
образом, он
видел своих
сторонников
не партией, но
движением и
не верил в попытки
объединения
страны под
эгидой сверхдемократической
структуры, хотя
бы и контролируемой
монархией.
Говоря о религиозном
вопросе, Кодряну
намекнул на
то, что историческая
ситуация в
такой стране
как Румыния
благоприятна,
заявив что
православное
христианство
не знает противостояния
между универсальной
верой и национальной
идеей; и таким
образом национальная
Церковь, Православная
Церковь могла
бы стать составной
частью обновленного
государства,
как его понимала
национальная
революция.
Таким
образом, религиозные,
мистические
и аскетические
ценности являлись
основой в организации
румынской
Железной гвардии.
Одно из ее
подразделений
называлось
Легион Архангела
Михаила. Там
практиковались
не только молитва,
но и строгий
пост. Для руководителей
предлагалась
добровольная
строгая аскетическая
практика; также
они не должны
были развлекаться
на глазах у
публики в театрах
или на профанических
праздниках.
Не должны были
думать о роскоши
и богатстве.
Да и супружество
не приветствовалось,
считалось что
легионер должен
быть свободен
распоряжаться
самим собой
до конца.
Также
в Легионе
существовала
определенная
мистика мертвых.
Ритуал "Presente!" —
"Здесь!", распространенный
также у фашистов,
практиковался
в формах, которые
некоторым
виделись как
магическая
эвокация. Моца
и Марин, два
руководителя
румынских
легионеров
и друзья Кодряну,
павшие в гражданской
войне в Испании,
являлись объектами
особого культа.
В
долгой беседе
с Кодряну мы
говорили на
многие другие
темы. Затем он
сопроводил
меня в машине
до отеля, словно
бросая вызов
— я упомянул
о предупреждении,
сделанном мне
итальянским
посольством.
Я спросил были
ли у Железной
гвардии какие-либо
знаки отличия
и он мне кое-что
показал. Это
был маленький
кружок, похожий
на тот, что носили
в петлицах SS,
когда ходили
в гражданской
одежде, некое
изображение
серой решетки
на черном фоне.
Я спросил, что
означает этот
рисунок; Кодряну
ограничился
шутливым ответом:
"Надеюсь, это
будут прутья
тюремной решетки".
К
сожалению за
шуткой последовали
печальные
последствия.
Вы знаете каков
был конец Кодряну.
Король, совращенный
своей любовницей,
интриганкой
Лупеску и своим
"демократическим"
правительством,
состоявшим
из элементов,
связанных с
масонерией
и другими темными
силами, решил
в жесткой форме
ликвидировать
опасную Железную
гвардию, которая
объединяла
наиболее чистые
силы страны.
Начались массовые
аресты. Кодряну
тоже был арестован.
С ним расправились
также как и с
Этторе Мути
(2): было объявлено,
что он убит при
попытке к бегству.
Но этим поступком
король подготовил
свое собственное
падение. Вначале
пришел режим
генерала Антонеску,
некогда сторонника
Кодряну. Затем
Румыния почувствовала
на себе глобальное
поражение стран
Оси и Красная
армия установила
в стране коммунистический
режим.
Но
многие элементы
Железной Гвардии
выжили; в изгнании
они оставались
верны идее
своего руководителя
и были крайне
активны внутри
различных
национальных
ячеек: в Бельгии,
Швейцарии, и
особенно в
Испании, но
также и во Франции,
где, насколько
известно,
фигурировали
среди тех, кто
подготовил
идеологию,
также имевшую
в себе традиционные
и духовные
черты, для
военизированного
движения, преданного
и удушенного
Де Голлем, позднее
перешедшую
в OAS и другие
организации.
Наследие Кодряну
не исчезло.
Примечания
(1)
Согласно большинству
существующих
свидетельств,
здесь Эвола
указывает на
известного
историка религий
Мирчу Элиаде,
который в молодости
также состоял
в Железной
гвардии.
(2)
Этторе Мутти
был представителем
героического,
легионерского
фашизма таинственно
убитым в трагические
дни сентября
1943 г. людьми
генерала-предателя
Бадолио.
(En
Civilta, Roma, n. 2, septiembre 1973)