Мировая
политика русских
государей
I
21 января 1933
года в № 4690 французского
журнала
«L'Illustration» была
напечатана
достопримечательная
статья итальянского
историка
Гуилельмо
Ферреро [1],
проведшего
последнюю
часть своей
жизни в Женеве
и скончавшегося
там же в 1941 году.
Статья,
озаглавленная
«Прежняя Россия
и мировое
равновесие»,
высказывает
ряд верных
и справедливых
мыслей о мировой
политике русских
Государей в
19 веке. Эти мысли
прозвучали
в Европе, как
в стране глухонемых,
и не оказали,
конечно, ни
малейшего
влияния на
укоренившееся
здесь общественное
мнение. Европа
не знает России,
не понимает
ее народа, ее
истории, ее
общественно-политического
строя и ее веры.
Она никогда
не понимала
и ее Государей,
огромности
их задания,
их политики,
благородства
их намерений
и человеческого
предела их
возможностей.
И, странное
дело, каждый
раз, как кто-нибудь
знающий пытается
высказать
правду и поправить
дело всеобщего
невежества,
он наталкивается
на уклончивое
безразличие
и недружелюбное
молчание. Ему
не возражают,
его не опровергают,
а просто —
«остаются
при своем».
Европе
не нужна правда
о России; ей
нужна удобная
для нее неправда.
Ее пресса готова
печатать о
нас самый
последний
вздор, если
этот вздор
имеет характер
хулы и поношения.
Достаточно
любому ненавистнику
России, напр.,
из «грушевских
украинцев»,
распространиться
о пресловутом
поддельном
«завещании
Петра Великого»,
о «московитском
империализме»,
якобы тождественном
с коммунистическим
мирозавоеванием,
и о «терроре
царизма»,—
и европейские
газеты принимают
эту лживую
болтовню всерьез,
как новое
оправдание
для их застарелого
предубеждения.
Им достаточно
произнести
это политически
и филологически-фальшивое
словечко
«царизм»,—
и они уже понимают
друг друга,
укрывая за
ним целое гнездо
дурных аффектов:
страха, высокомерия,
вражды, зависти
и невежественной
клеветы...
Нам надо
понять это
отношение,
это нежелание
правды, эту
боязнь действительности.
Все видимое
преклонение
европейца
перед «точным
знанием», перед
«энциклопедической
образованностью»,
перед «достоверной
информацией»,
словом — вся
этика истины
— смолкает,
как только
дело коснется
России. Европейцам
«нужна» дурная
Россия: варварская,
чтобы «цивилизовать»
ее по-своему;
угрожающая
своими размерами
чтобы ее можно
было расчленить;
завоевательная,
чтобы организовать
коалицию против
нее; реакционная,
чтобы оправдать
в ней революцию
и требовать
для нее республики;
религиозно-разлагающаяся,
чтобы вломиться
в нее с пропагандой
реформации
или католицизма;
хозяйственно-несостоятельная,
чтобы претендовать
на ее «неиспользованные»
пространства,
на ее сырье
или, по крайней
мере, на выгодные
торговые договоры
и концессии.
Но, если эту
«гнилую» Россию
можно стратегически
использовать,
тогда европейцы
готовы заключать
с ней союзы
и требовать
от нее военных
усилий «до
последней
капли ее крови»...
И вот, когда
в такой атмосфере
кто-нибудь
из них скажет
несколько
правдивых и
справедливых
слов о России,
то мы должны
выделить их
из общего хора
голосов. Ферреро,
как и другие,
не знает
истории России
и не разумеет
ни ее судьбы,
ни ее строя,
ни ее задач.
Для него, как
и для всех
европейцев
(о как редкостны
исключения!),
Россия есть
— «далекая,
полуварварская
империя»,
«олигархия
восточных
сатрапов»,
страна «деспотизма,
подмявшего
под себя сто
миллионов
людей», «огромное
военное государство,
основанное
и управляемое
мечом, эксцентричное,
наполовину
оевропеившееся»...
Кроме этих
мертвых пошлостей
он не знает
о России ничего.
И потому — понять
и объяснить
мировую политику
ее Государей
— он не может.
Но он это честно
выговаривает:
«Эта политика»,
упорно и потомственно
добивавшаяся
в Европе и в
Азии «устойчивого
равновесия»,
есть для него
«одна из великих
тайн истории
19 века», которую
«важно было
бы изучить
и понять». И
вот Ферреро
имеет мужество
признать эту
политику, точно
формулировать
ее сущность
и ее значение
для всего мира
и с величайшею
тревогою отметить
ее вынужденное
прекращение.
Предоставим
слово ему самому.
Девятнадцатый
век принес
Европе «очень
немного войн»,
«мало кровавых
и мало разорительных,
кроме разве
войны 1870 года.
Германия,
Франция, Англия,
Соединенные
Штаты — гордились
до самого 1914
года тем порядком
и миром,
которые господствовали
во вселенной
в течение целого
века, тем богатством,
которое им
удалось извлечь
из этого порядка
и мира», и
соответствующим
прогрессом.
Все эти «чудеса,
ослепившие
19 век, они считали
своим делом
и своею
гордостью.
Но теперь мы
знаем, что мы
тут были ни
при чем,
что это был
почти бесплатный
дар, поднесенный
Германии,
Франции, Англии,
Соединенным
Штатам, всему
Западу — последними
наследниками
Византии»,
т. е. русскими
Царями.
«После 1918 года
мы слишком
скоро забыли,
что с 1815 года
до 1914 года, в течение
века, Россия
была великой
силой равновесия
в Европе.»
«С 1815 до 1870 года
Россия поддерживала
и подкрепляла
германский
мир, помогая
ему прямо и
косвенно. В
1849 году она спасла
Австрию, послав
в Венгрию свою
армию, чтобы
подавить
мадьярскую
революцию.
Бисмарк смог
объединить
Германию и
создать империю
между 1863 — 1870 годами,
потому что
петербургское
правительство
давало ему
свободу, если
не прямо поощряло
его. Тогда в
Петербурге
хотели усиления
Германии, чтобы
она была противовесом
Англии и Франции,
врагам России
по Крымской
войне. Но после
1870 г. германский
мир быстро
принимает
гигантские
размеры и
замашки. И вот,
Россия понемногу
отделяется
от него и переходит
в другой лагерь.
В 1875 году она
помешала Германии
напасть на
Францию. После
1881 года»... «Россия
все больше
и больше сближается
с Францией.
Почему? Потому
что германское
могущество
все возрастает».
Наконец, в 1891
году заключается
настоящий
союз с Францией,
а в начале 20
века «Англия
и Россия, два
соперника,
объединяются
против германской
опасности».
Как бы ни
объяснялась
тайна этой
«выдержанной,
вековой политики
европейского
равновесия»,
проводившаяся
русскими
Императорами,—
бесспорно,
что если Европа
пользовалась
целый век миром,
лишь с перерывом
от 1848 до 1878 года,
то она обязана
этим в значительной
степени такой
русской политике.
В течение
века Европа
и Америка были
на банкете
всеобщего
благоденствия
— гостями и
почти прихлебателями
русских Царей.
Но этим
«парадокс
не исчерпывается:
эта огромная
военная империя»...
«была также
стражем порядка
и мира в Азии.
Ураган, разоряющий
Азию вот уже
больше 20 лет
(теперь уже
39 лет!) начался
только в 1908 году
вместе с турецкой
революцией
и в 1911 году вместе
с китайской
революцией.
С 1815 года до этих
революций
Азия пребывала
в сравнительном
порядке, которым
Европа широко
пользовалась
для распространения
своего влияния
и для устройства
своих дел. Но
этот порядок
поддерживался,
главным образом,
страхом перед
Россией. В
Турции, в Персии,
в Индии, в Японии
— имелись
англофильские
партии. Все
уступали интригам
или даже господству
Англии, потому
что Англия
казалась защитою
против московской
империи и меньшим
злом». Таким
образом, «обе
державы помогали
друг другу,
ведя борьбу
друг против
друга; и их
азиатское
соперничество
было самым
парадоксальным
сотрудничеством
в мировой
истории».
Понятно, что
«крушение
царизма» в
1917 году «стало
для Азии сигналом
к восстанию
против Европы
и против западной
цивилизации».
Теперь «все
заняты новым
правительством,
овладевшим
Россией»,
стараясь
разгадать
его намерения,
и «забыли об
империи Царей,
как если бы
она исчезла
совсем»; а между
тем, «последствия
ее крушения
только еще
начинают
ощущаться».
«Цари России
уже не даруют
ежедневно
Европе и Азии
даров мира
и порядка»,
а «Европа и
Америка не
находят ничего
такого, что
могло бы заменить,
эту политику
равновесия,
в течение века
регулирующую
жизнь вселенной».
Все это было
написано в
1933 году. С тех
пор произошло
очень многое,
подтвердившее
предвидения
и опасения
Ферреро. Миролюбивая
Россия лежит
все еще в прострации,
в разорении,
унижении и
муках. Ее место
занято посягающим
«на все» Советским
Союзом. Это
новое, в корне
нерусское и
враждебное
национальной
России, псевдо-государство
явилось невиданным
в истории
человечества
революционным
и военным
агрессором
— и мир трепещет
в ожидании
новой разрушительной
войны. Регулятором
мирового
равновесия
пришлось стать
Соединенным
Штатам.
Но вернемся
к прошлому,
к «неразгаданной
тайне», выдвинутой
в статье Ферреро.
II
Голос политической
честности,
гражданского
мужества и
искреннего
непонимания
— всегда производит
глубокое
впечатление,
особенно в
нашем пролганном
мире. Этот голос
заслуживает
внимания и
уважения.
Первое, что
необходимо
установить
для разъяснения
выдвинутой
итальянским
ученым проблемы
и политической
«тайны»,— что
между русскими
Государями
и русским народом
существовала
духовно-органическая
связь. Эта
связь прерывалась
очень редко;
и Государи,
не умевшие
установить
ее (Анна Иоанновна
под влиянием
Бирона, Иоанн
Шестой по
малолетству
и Петр III по
чужеземству),
проходили в
русской истории,
как тени. Иностранная
кровь, вливавшаяся
в русскую
династию (в
силу «равнородных»
браков) —
преодолевалась
обычно уже
в следующем
поколении.
Этому содействовали
глубокие духовные
обстояния.
Своеобразие
русского
духовного
уклада, не
совмещающегося
с западно-европейским
укладом и
властно требующего
ассимиляции.
Православная
вера, вовлекающая
в религию
главное чувствилище
человеческой
души и не мирящаяся
с формальной
обрядностью
и условным
ханжеством.
Особливость
русской
государственной
судьбы, трагической
по самому своему
существу: ее
надо понять
трепетом сердца
и принять
совестью и
волею.
Сила нравственного
излучения,
исходившего
от монархически
чувствующего
и волящего
народа, направленного
к Государю
и его Дому.
Чуткая
даровитость
русских Государей,
религиозно-осмысливающих
свое служение
и вдохновлявшихся
верою в русский
народ, а также
в особенности
— любовью к
нему.
В силу всего
этого драгоценная
связь между
монархом и
народом устанавливалась
быстро и напрочно.
Это давало
русским Государям
возможность
чувствовать
и созерцать
свою страну,
жить в основном
русле его истории
и мыслить из
его трагической
судьбы. Они,
так сказать,
«врастали»
в Россию, чему
много содействовала
художественная
даровитость
русского
человека. Русский
народ, созерцая
сердцем своих
Государей,
вовлекал их
(уже в звании
наследника!)
в ответное
сердечное
созерцание,
и Государям,
— инстинктивно
и интуитивно,
— открывалось
самое существенное:
душевный и
духовный уклад
русского народа,
его историческая
судьба, его
грядущие пути
и, в особенности,
его опасности.
Они оставались
людьми и могли
ошибаться
(недооценивать
одно и переоценивать
другое); это
возлагало
на русских
людей — долг
правды и прямого
стояния перед
Государем.
Но в основном
они редко
сомневались.
К началу
19 века русский
народ нуждался
прежде всего
и больше всего
— в мире.
Он провоевал,
по точному
исчислению
генерала Сухотина
[2]
(см.также исследование
ген.Никольского)
и историка
Ключевского,
буквально
две трети
своей жизни
— за свою
национальную
независимость
и за свое место
под солнцем,
которое оспаривали
у него все
соседи. Эти
войны столетиями
растрачивали
его лучшие
силы: гибли
самые верные,
самые храбрые,
самые сильные
духом, волею
и телом. Эти
войны задержали
его культурный
и хозяйственный
рост. Им надо
было положить
конец. А между
тем, с семилетней
войны (1756 — 1762) Россия
была вовлечена
в западно-европейские
трения и войны:
она стала членом
«европейского
концерта»
[3]
на положении
великой державы,
и не могла уже
отказаться
от этого пути.
Следование
по нему принесло
нам целый ряд
величайших
государственно
вредных осложнений:
разделы Польши,
Суворовский
поход и затяжные
войны с Наполеоном,
окончившиеся,
как известно,
опустошением
ряда губерний,
сожжением
Москвы и ликвидационной
войной за
пределами
России. В общем
много славы,
очень много
ненужного
бремени и
огромные потери.
После наполеоновских
войн положение
России выяснилось
недвусмысленно.
Дипломатически
и стратегически
«уйти из Европы»
— значило бы
предоставить
опередившим
нас европейским
державам
сговариваться
на свободе
против России,
замышляя против
нее недоброе,
а самим пассивно
ждать нового
вторжения
«дванадесяти
язык». Этот
исход был бы
равносилен
самопредательству.
Технически
же, хозяйственно
и культурно
этот уход был
бы еще большей
ошибкой. Но,
оставаясь в
«европейском
концерте»,
надо было
считаться с
неизбежностью
новых стратегических
вовлечений
в западные
дела и соперничества.
Оставалось
одно,— мудрое
и верное: —
неуклонно и
искусно поддерживать
в Европе и Азии
равновесие
сил и длительное
замирение.
И вот, начиная
с первой французской
революции,
впервые показавшей
европейцам
весь размах
этого заразительного
психического
заболевания
масс, Россия
должна была
считаться с
двумя кровавыми
опасностями,
идущими из
Европы: с войной
и с революцией.
Это уразумели
уже Екатерина
II и Павел I. Что
может дать
России европейская
война — показали
тогда наполеоновские
походы. Что
может вызвать
в России массовое
восстание
показали бунт
Разина, стрелецкие
заговоры при
Петре Великом
и самозванство
Пугачева. Русские
Государи 19 века
видели обе
эти опасности,
которые нисколько
не тревожили
русскую революционную
интеллигенцию.
Поэтому они
стремились
оградить Россию
— и от ненужных
войн, и от
революционных
безумий. Они
хотели вывести
народ, по возможности
без войн и
решительно
без революций,
на путь
реформ,
дальновидно
подготовлявшихся
Императором
Николаем I и
превосходно
осуществленных
Императором
Александром
II.
Ныне история
подтвердила
их политическую
линию: строить
Россию мировым
равновесием
сил; не допускать
ее провала
в стихию восстания;
и повышать
уровень ее
культуры и
правосознания.
В начале 20 века,
когда Россия
больше всего
нуждалась в
мире
и в лояльном
прогрессе,—
именно война
и революция
принесли ей
невиданное
в истории
крушение и
превратили
ее в очаг мировой
заразы...
В течение
всего 19 века
европейцы
не верили —
ни в миролюбие
России, ни в
мудрые и прогрессивные
замыслы ее
императоров.
Они уверяли
себя, что Россия
стремится к
территориальному
расширению
и желает покорить
себе всех
соседей. Конечно,
у страха глаза
велики; но ведь
и сила суждения,
именуемая в
общежитии
«умом», дается
человеку на
что-нибудь...
Европейцы
сделали себе
из России что-то
вроде «пугала».
Это объясняется,
между прочим,
— провинциональностью
их политического
горизонта:
они никогда
не могли представить
себе того
пространства,
которым Россия
уже оплодотворена,
и в то же время,
обременена;
они все воображали,
что Россия
с ее малою
плотностью
населения,
нуждается в
их переуплотненных
жителями клочках
территории;
они не понимали,
что экспансия
имеет смысл
только в сторону
менее
населенных
стран и
что Россия,
с ее православной
верою и с ее
просторами,
никогда
не могла
дойти до чудовищной
германской
мысли — истреблять
население
завоеванной
страны, чтобы
отдать ее своим
насельникам...
На самом же
деле — не
русских тянуло
завоевывать
Европу, а европейцы
разных государств
мечтали (вослед
за шведским
королем - Густавом
Адольфом!) [4]
отодвинуть
Россию в Азию
и отнять у нее
ее «передние»
европейские
земли.
Последние
полвека наглядно
подтвердили
это стремление
— и со стороны
Германии (два
похода на Россию,
в Прибалтику
и на Украину
вплоть до Волги
и Кавказа!), и
со стороны
Польши, определенно
мотивировавшей
свою экспансию
на восток
«необходимостью
обеспечить
свои грядущие
поколения»
коренными
русскими землями
и доныне заселенными
русским народом.
Все это
заставляет
нас признать
миролюбивую
и уравновешенную
политику русских
Государей в
19 веке — национально
верной,
дальновидной
и мудрой. Она
является прямой
противоположностью
советскому
революционному
завоевательству
и может казаться
«империалистической»
или «таинственной»
только неосведомленному
европейцу,
раз навсегда
испугавшемуся
«русского
колосса» и
ликующему
каждый раз,
как ему дается
повод провозгласить,
что сей колосс
— «на глиняных
ногах». И если
бы европейские
газетчики
знали и понимали,
какая политическая
глупость нужна
для того, чтобы
повторять
их отождествление
русской национальной
политики
«равновесия»
с советской
политикой
революционного
завоевания
мира, то
многие из них
вырвали бы
себе остатки
волос на голове...
[1] Гуилельмо
(1871 — 1942) — итальянский
историк, профессор
Женевского
университета.
[2] Сухотин
Николай Николаевич
(1816 — 1879) — генерал,
командующий
войсками
Виленского
Военного округа,
знаток русской
военной истории
(см. его книгу
«Война в истории
русского мира».
— Спб.,1894.— С. 32 и
33).
[3] Так в тексте.
Густав
Адольф (1778 — 1837) —
король Швеции
в 1792 — 1809 гг. В результате
неудачной
войны с Россией
(1808 — 1809) вынужден
был уступить
ей Финляндию
и Аландские
острова, что
стало причиной
его низложения.