О
политической
порочности
Когда наблюдаешь
из года в год
политическую
жизнь в формальных
демократиях
запада, то
изумляешься
тому, до какой
степени здесь
начало количества
подавило
и вытеснило
требования
качественности.
Откуда эта
уверенность,
что государственное
дело настолько
элементарно,
просто, общедоступно
и легкопостижимо,
что для него
не требуется
никаких квалификаций,
ни умственных,
ни нравственных,
ни политических?
Сапожник долго
учится сапожному
делу, а в политике
политическая
подготовка
якобы не нужна.
Горшечник
без умения
ничего не стоит;
а в государственных
делах якобы
понимает первый
встречный,
достигший
двадцати лет
и явно не буйствующий
в сумасшествии,
хотя бы его
политическая
компетентность
равнялась
нулю. Посмотрите,
какую аналитическую
силу суждения
развивает
рабочий из
электрической
мастерской,
когда ему надо
установить,
почему у вас
«перегорела
пробка»; он
созерцает
всю вашу квартиру;
прослеживает
путь проводов;
мысленно, а
потом и технически
изолирует
каждый выключатель
и каждую лампу...
И добивается
своего. Он этому
учился.
Он владеет
своим предметом.
Он понимает,
знает, судит
и ответственно
служит.
А государственное
дело бесконечно
сложнее; политика
бесконечно
ответственнее;
и горизонт
здесь необходим
совсем не
квартирного
масштаба...
И вдруг
оказывается,
что государство
есть дело улицы.
Подобно тому,
как по улице
всякий может
ходить, всем
позволено,
все для этого
хороши; так
и в политике
— качества
не нужно.
Тут никакой
«компетентности»
не надо: ни
анализа, ни
синтеза, ни
сведений, ни
понимания,
ни ответственности;
«ходи» — и все
тут. Впрочем,
и это иллюзия,
ибо цивилизация
на каждом ходу
напоминает
нам, что ходить
по улице — есть
целое искусство,
а то как раз
окажешься в
больнице или
в морге. Но
судить
в политике
— выбирать,
избираться,
примыкать к
партиям, требовать,
сговариваться,
в выгодную
минуту промолчать,
в другую минуту
солгать, нырнуть,
угодить и
пролезть - это
все доступно
всякому, это
дано всем «от
природы»; для
этого ни
качества, ни
квалификации
не требуется.
И вот, политика
безразличная
к качеству
людей качественно
снижается;
и начинается
государственное
разложение.
Подумать
только: согласно
догмату формальной
демократии
право голоса
должно неотъемлемо
принадлежать
всем, кто прожил
на свете необходимое
число лет, кто
не попал в
сумасшедший
дом и кто не
осужден за
тяжкое yroловное
преступление
с лишением
прав. Все
компетентны
в делах справедливости,
свободы, хозяйства,
техники, семьи,
школы, академии,
церкви, суда,
армии и национального
спасения...
Неужели
все? Конечно
все!
Сомневаться
в этом могут
только «враги
демократии»,
«реакционеры»,
«фашисты»,
«тоталитаристы»
и прочие
«подозрительные»
или «отверженные»
люди.
Допустим,
что это так,
и сделаем выводы.
Причислим к
честным
и компетентным
гражданам и
остальных.
Вот они: все
непойманные
воры, пройдохи-спекулянты,
заведомые
интернационалисты,
дезертиры,
продажные
изменники
родины, внезапно
исчезающие
дипломаты,
детопокупатели,
растлители,
пьяницы, курители
опиума, рабы
кокаина, содержатели
и содержательницы
публичных
домов, профессиональные
контрабандисты,
гангстеры,
апаши, сутенеры,
шулера, сводники
и сводни, конокрады,
ростовщики,
политические
и неполитические
заговорщики
всех сортов
и калибров,
взяточники,
аморальные
проныры...
Словом, все
то нравственное
гнилье, все
те общественные
подонки, которые
все вместе
образуют
политическую
чернь. Эта
та самая городская
чернь, которую
Карлейль
потрясающе
изобразил в
своей «Истории
французской
революции»;
та самая чернь,
которая, растерзав
тело мадам
Ламбаль [1],
целый день
носила по городу
на шесте ее
половые органы;
та самая чернь,
которую в Англии
художественно
обрисовал
Шекспир (в
«Исторических
Хрониках»),
а в русской
революции
закрепили с
таким мастерством
Шмелев [2]
и Коровин [3]
(в книге о Шаляпине).
В подвалах
Чеки я часами
слушал взволнованные
излияния этой
черни, всех
этих «анархистов-комбинаторов»,
жутких полуматросов,
выпущенных
Керенским
из тюрем свирепых
убийц, спившихся
полуинтеллигентов,
садистов,
пройдох, примкнувших
к коммунистам
и уже у них
проворовавшихся...[4]
Излияния, в
коих правда
и ложь, гнусное
хвастовство
и неправдоподобный
цинизм смешивались
в отвратительное
единство. Я
запомнил на
всю жизнь
программный
гимн первых
лет: «Бога нет,
царя не надо,
мы урядника
убьем, податей
платить не
будем и в солдаты
не пойдем»...
Таковы были
все эти «зеленые»,
«махновцы»
и вся прочая
разбойная
«атаманщина»,
показавшая
себя в 1917 — 1921 годах
в России...
А в будущей
России, на
основаниях
«всеобщего
и равного»
голосования,
к ним присоединятся
— чекисты-энкаведисты-смершники,
профессиональные
доносчики,
изолгавшиеся
советские
карьеристы,
активные
безбожники,
коменданты
концлагерей,
разрыватели
могил (в погоне
за золотыми
зубами), ограбители
трупов, продавцы
котлет из
человеческого
мяса (1921 — 1932 — 1933),
«бывшие» урки,
пронырливые
«иеро-чекисты»,
наемные шпионы
иностранных
держав и все
прочие погубители
России.
Формальная
демократия
никогда не
посмеет лишить
их права голоса.
Все они будут
признаны
«полноправными»
гражданами,
«высококомпетентными»
в деле спасения
России, воспитателями
русского народа.
Тем более будут
признаны
избирательные
права за тем,
кого следует
отнести не
к черни, а к
массе политических
слепцов!
Люди, не разумеющие
смысла свободы,
долга, служения
и ответственности;
люди, решительно
не понимающие
государства,
его жизни и
его интересов;
люди, не знающие
русского прошлого
и не могущие
разуметь
исторические
задачи России;
люди с горизонтом
деревушки,
шалаша, советской
землянки, сакли,
чума, юрты...
Куда поведут
они, слепые,
нашу страну,
если не в разложение
и не в яму? Правда,
со слепого
не взыщешь,
но не безумно
ли доверять
ему водительство?
Все это отнюдь
не означает,
что людей
политически
порочных и
политически
слепых надо
«лишать всех
прав». Но это
означает, что
предоставляемые
им публичные
права должны
быть соразмерны
их государственному
горизонту и
их политической
силе суждения.
Публичные
права суть
права, дарующие
человеку участие
в решениях
государства
и в созидании
и осуществлении
его власти.
Нелепо давать
«права власти»
— людям порочным
и слепым; нелепо
и гибельно.
Нелепо провозглашать
такую свободу,
которая развязывает
в государстве
порочные и
слепые силы;
нелепо
и гибельно.
То, что здесь
необходимо
и спасительно
— это не «лишение
всех прав»,
не превращение
человека в
«раба» или
в «вещь», а
ограничение
его публичной
дееспособности,
такое ограничение,
которое соответствует
его духовной
дефективности
и в то же
время урезает
силу его порочного
или слепого
духа.
Что это означает
и как это осуществимо?
[1] Ламбалль
Мария-Тереза-Луиза,
принцесса
Кариньян
(1749—1792) — приближенная
королевы Франции
— Марии-Антуанетты.
В феврале 1792 г.
она разделила
участь королевского
семейства и
была заключена
в тюрьму Лафорс.
4 сентября того
же года в ходе
инспирированных
сподвижниками
Робеспьера
избиений
заключенных
казнена. Издевательства
над трупом
Ламбалль описаны
историками
французом
Жюлем Мишле
в «Истории
французской
революции»
и англичанином
Томасом Карлейлем
в книге «Французская
революция.
История».
[2] Шмелев Иван
Сергеевич
(1873 — 1950) — известный
русский писатель,
в 1922 г. вынужденный
эмигрировать
из России.
Например, см.
его книгу: Солнце
мертвых: Эпопея
(М., 1991). Впервые
опубликована
в 1926 г. в парижском
издательстве
«Возрождение».
[3] Коровин
Константин
Алексеевич
(1861 — 1939) — русский
живописец,
сотрудник
парижской
газеты «Возрождение».
См. его книгу:
Шаляпин: встречи
и совместная
жизнь (Париж,
1939).
[4] И. А. Ильин
был впервые
арестован
по ордеру ВЧК
15 апреля 1918 года
и заключен
в Лубянскую
тюрьму (см.: ЦА
КГБ СССР, д. 93,
архив Н-191, л. 98,99).
И.А.
Ильин Что есть
право голоса
I
Право голоса
есть признанная
за человеком
сила суждений
и сила решения
в государственных
делах. Как
возможно
«признавать»
эту силу суждения
за человеком,
у которого
ее на самом
деле нет? «Ее
нет, а мы сделаем
вид, будто она
имеется»... «Этот
человек не
понимает, что
такое государство,
право, свобода,
справедливость,
честь, совесть,
родина, вера,
дух и культура;
но мы притворимся,
будто он все
это разумеет
и будто его
суждение что-то
весит и означает»...
Такое притворство
невозможно
нигде — ни в
технике, ни
в ремесле, ни
в медицине,
ни в сельском
хозяйстве;
ибо повсюду
такой образ
действия повлечет
за собою наказание:
у неумелого
неуча аэроплан
загорится,
поезд сойдет
с рельс, автомобиль
опрокинется,
сшитый сапог
развалится,
больные будут
умирать, семена
не взойдут,
коровы перестанут
доиться, лошади
будут перепорчены.
Но в политике
это притворство
было принято
и стало осуществляться.
Это «ничего»,
что человека
спрашивают
о благе
государства,
а он отвечает
о пользе своего
кармана и
о выгодах
своего класса.
Ему предоставили
судить о
праве, а
он стал организовывать
такие силовые
центры,
которые хороши
только для
нажима на весь
остальной
народ (профессиональные
союзы, закулисные
заговоры,
тоталитарные
партии, «Викжель»
[1]
и т. д.)- Ему доверили
блюсти творческую
свободу, а
он предпочел
продать ее
диктаторам
(все равно каким
— левым или
правым) за «хлеб»
и за «зрелища»...
Его спросили
о справедливости,
а он провозгласил
равенство,
т. е. величайшую
несправедливость
и величайшее
насилие. Ему
доверили вопрос
о чести, совести
и вере, а он
провозгласил
право на
бесчестие,
свободу от
совести и гонение
на верующих.
Осмелится
ли кто-нибудь
сказать, что
мы «преувеличиваем»?
Никто, конечно;
ибо если бы
нашелся такой,
то он выдал
бы себя с головою,
какого
лагеря он
агент и пропагандист.
Давно пора
сказать и
утвердить:
тоталитарный
строй не случайное
явление, он
родился из
качественного
снижения и
духовного
вырождения
демократии.
Вера в количество
снизила качество.
Лицемерное
притворство
в вопросе о
силе суждения
и решения —
отдало власть
в руки политической
черни, а
политическая
чернь пошла,
как всегда,
за демагогами
и тиранами,
продала им
свободу и право
и привела к
кризису наших
дней.
Когда я говорю
о черни,
то я связываю
это понятие
отнюдь не с
черным трудом,
не с бедностью
или «неродовитостью»,
а с низостью
души. Эту
низость души
можно найти
во всех
социальных
слоях, особенно
в наше время,
когда появилась
образованная
и полуобразованная
чернь, а благородство
души живет
и проявляется
нередко в
бедняках,
изнемогающих
от черного
труда. К черни
принадлежат
люди злой
и порочной
воли, люди
без чести
и совести;
люди с мертвым
нравственным
и социальным
чувством;
люди беспринципные
в своей хищности;
люди порочных
профессий.
«Нельзя
так рассуждать»,
скажут нам:
«лишать права
голоса можно
только на
основании
достоверных,
формальных
признаков,
а не на основании
сердцеведения:
а мы не нашли
юридических
оснований
для того,
чтобы отличить
чернь от не-черни!».
— Отвечаю
оппонентам:
«вы уподобляетесь
человеку, который
сказал бы: так
как я не умею
отличать чумную
крысу от нечумной,
то предлагаю
предоставить
свободу циркулирования
всем крысам,
как таковым;
или еще: я не
знаю достоверных,
формальных
признаков
дифтеритной
бактерии; поэтому
отвергаю всякую
дезинфекцию;
и моего сына,
заболевшего
дифтеритом
- не лечу: боюсь
огорчить не
только дифтеритную
палочку, но
и какую-нибудь
невинную
бактерию...
Провозгласим
же свободу
и равенство
всех бактерий!!!»
Итак, пусть
процветают
люди порочной
воли!..
II
И еще скажут
нам: «вы говорите
о государственной
и политической
слепоте; но
как же распознать
ее? вы признаете
слепыми других
людей, а эти
другие признают
слепыми вас
и меня... Где
достоверный
и формальный
признак?» —
Отвечаю оппонентам:
«так как мы
не умеем еще
распознать,
кто слеп и кто
зряч в политике,
то и исследовать
этот вопрос
не надо: признать
всех зрячими
и предаться
на волю судьбы!
Как-нибудь
все утрясется...
Ведь это все
равно, как если
бы вы предложили:
лучше не углубляться
в вопрос о
физическом
зрении, все
равно ничего
не узнаем,
давайте лучше
насажаем слепых
на паровозы,
аэропланы,
автомобили,
поручим им
дело живописи
и дело артиллерии»...
Итак, пусть
политические
слепцы ведут
государство!..
Пришел
исторический
час, когда люди
или откажутся
от подобных
рассуждений,
или вступят
окончательно
на путь гибели
цивилизации
и культуры.
Право голоса
дает участие
в государственной
власти; а
государственная
власть ныне
утратила
свои границы,
забыла
свои пределы
и выработала
такие приемы
властвования,
порабощения
и подавления
личности,
которых не
знала даже
католическая
инквизиция.
Государственная
власть овладела
такими техническими,
химическими
и психологическими
(психиатрическими)
умениями, которые
делают ее
духовно-опасною
и бесконечно-ответственною
силою.
Тоталитарное
государство,
вооруженное
радио-волною,
воздухоплаванием,
атомною бомбою,
газовыми
камерами,
подкожным
впрыскиванием
ядов и гипнотическим
внушением —
сделалось
страшною
и гибельною
сверхсилою.
Нельзя отдавать
эти страшные
средства в
руки безответственных
авантюристов,
в руки политических
властолюбцев,
в руки ожесточившихся
партий, в руки
империалистически-буйных
народов.
В наши дни
все думают
и говорят о
«третьей, атомной
войне». Но такая
война может
и не состояться,
и притом именно
потому, что
все ее предвидят
и все ее опасаются.
Но дальнейшее
политическое
развитие может
пойти совсем
иначе, по
путям еще
более страшным.
Установим
три основные
тенденции в
современной
политике.
1.— Развитие
в сторону
заговоров
и переворотов.
Южная
Америка является
практическим
рассадником
этого способа
приходить к
власти уже
на протяжении
150 лет. Тридцать
четыре года
тому назад
коммунисты
взяли эту
практику в
свои руки; они
выработали
с тех пор целую
практическую
доктрину,
изложили ее
в резолюциях
Исполкома
Коминтерна
и с тех пор
применяют
ее во всем мире.
Техника
заговора и
переворота
разработана
теперь как
никогда, причем
ставка делается
всегда на худшие
элементы
страны, на
авантюристов,
неудачников,
честолюбцев,
властолюбцев,
завистников,
продажных,
предателей,
извращенных
и садистов.
Давно уже
работают
подпольные
школы, в которых
систематически
преподаются
этим мрачным
людям приемы
этого темного
дела...
2.—Профессиональные
союзы, с
самого начала
своего помышлявшие
не о государстве,
а о классовом
интересе и
ведшие политику
количества,
давления и
силы,—
постепенно
научились
прибегать к
политической
забастовке.
Железнодорожники
поняли, что
они могут
остановить
весь транспорт
страны; заговор
электро-рабочих
может остановить
ток и движение
и погрузить
страну в темноту;
заговор углекопов
— прервать
все углеснабжение
и отопление;
забастовка
банковских
служащих
остановит
нормальное
движение торговли
и финансов
и т. д.
Психология
заговора овладела
синдикатами
рабочих и
служащих.
Она перекинулась
и в военные
круги, если
не прямо в армию.
Вспомним
германский
«Стальной
Шлем» [2];
вспомним, что
итальянский
фашизм возник
из «ячеек
соратников»
(фашио ди
комбатименто);
вспомним о
союзе «ветеранов»
в Соединенных
Штатах. В Южной
Америке заговоры
то и дело вспыхивают
именно в армиях.
Принципу
демократического
«большинства»
противостал
новый принцип:
заговор
инициативного
меньшинства.
Эти меньшинства
постепенно
научаются у
коммунистов
технике
заговора
и переворота;
и начинают
понимать, что
воля к
власти, энергия
напора, козыряние
забастовкой
и иные угрозы
могут весить
больше, чем
подсчитанное
большинство
пассивных
голосов.
3.— Этому
противостоит
на стороне
демократических
правительств
слепая вера
в мнимую лояльность
граждан, в
количество
и подсчет, а
также вера
в почти неограниченную
свободу слова,
печати, организации,
агитации,
партийной и
профессиональной
пропаганды.
Иными словами:
культ
«а-кратии»,
т. е. полувластия
и безвластия.
Современное
государство
обладает
потенциально
страшною
силою. Но осуществляет
актуально
слабовластие.
В это политически
слабое или
пустое место
может вломиться
клин чудовищного
заговора:
профессиональный
союз атомных
и атомбомбных
предприятий
соединится
с профессиональным
союзом авиаторов
(кто и чем может
помешать этому?)
и установит
тиранию атомного
страха и безудержной
порочности.
Ибо, та страшная
сила, которую
коммунисты
фактически
уже развернули
в захваченных
ими государствах,—
не охраняется
в слабовластных
странах;
и примеры
множества
«атомных»
предательств,
бегств или
«исчезновений»
обнаружили
это недвусмысленно.
И вряд ли мы
ошибемся, если
скажем, что
коммунисты
давно учли
это слабо-пустое
место и работают
в этом направлении.
Этому мы
противопоставляем
для России
тезис: власть
должна находиться
в руках качественных
и сильных.
Необходим
качественный
отбор.
Право голоса
должно принадлежать
верным гражданам,
а не предателям,
не черни и не
слепцам. Участие
народа в
государственном
строительстве
должно выражаться
в отборе
лучших.
Необходимо
не количественное,
а качественное
«народоправство».
[1] Викжель
— Всероссийский
исполком
железнодорожного
профсоюза
(авг. 1917 — янв.
1918), в котором
преобладали
меньшевики
и эсеры. Занимал
антибольшевистскую
позицию, саботируя
работу железных
дорог. На съезде
железнодорожников
был заменен
большевистским
Викжедором
— Всероссийским
исполкомом
железнодорожников
(янв. 1918—март
1919).
[2] «Союз
Стального
Шлема» — монархическая
военизированная
организация
бывших фронтовиков,
созданная в
Германии в
ноябре 1918 г.
Численность
на начало 30-х
гг.— около 500
тыс. чел. После
установления
власти национал-социалистов
слилась со
штурмовыми
отрядами. (СА).
И.А.Ильин