Править
должны лучшие
Первое, что
мы должны сделать
при обсуждении
устройства
русского
государства,
это стряхнуть
с себя гипноз
политических
формул и лозунгов.
Предоставим
«верующим»
демократам
- веровать в
необходимость
и спасительность
этого режима
и освободим
себя для
беспристрастного
наблюдения
и опытного
исследования.
И еще: предоставим
людям, ищущим
успеха у толпы,
поносить
«аристократов»
или совсем
обходить
молчанием
идею аристократии,
как якобы
«реакционную»,
«контрреволюционную»,
«старорежимную»
и т. д. Когда мы
думаем о грядущей
России, то мы
должны быть
свободны,
совершенно
свободны от
боязни кому-то
не угодить
и от кого-то
получить
«осуждение»,
будь то западно-европейцы
или свои, доморощенные,
- лево-радикалы
или право-радикалы.
Мы повинны
Богу и России
- правдой,
а если она
кому-нибудь
не нравится,
то тем хуже
для него.
Обычно
«демократию»,
как правление
людей «излюбленных»
и выбранных
народом, и
«аристократию»,
как правление
людей «наследственно
привилегированных»
- противопоставляют
друг другу.
Это есть ошибка,
которую надо
понять и отвергнуть.
Она есть порождение
политических
страстей,
демагогии и
ожесточения.
Править государством
должны лучшие
люди страны,
а народ нередко
выбирает не
лучших, а угодных
ему льстецов
и волнующих
его бессовестных
демагогов.
Править государством
должны именно
лучшие,
а они нередко
выходят из
государственно-воспитанных
и через поколения
образованных
слоев народа.
Демократия
заслуживает
признания и
поддержки
лишь постольку,
поскольку
она осуществляет
подлинную
аристократию
(т. е. выделяет
кверху лучших
людей); а аристократия
не вырождается
и не вредит
государству
именно постольку,
поскольку в
ее состав
вступают
подлинно-лучшие
силы народа.
Убедимся
в этом.
«Аристос»
значит по-гречески
«лучший». Не
«самый богатый»,
не «самый
родовитый»,
не «самый
влиятельный»,
не «самый ловкий
и пронырливый»,
не привилегированный,
не старейший
возрастом.
Но именно -
лучший:
искренний
патриот, государственно
мыслящий,
политически
опытный, человек
чести и ответственности,
жертвенный,
умный, волевой,
организационно-даровитый,
дальнозоркий
и образованный.
Можно было
бы добавить
к этому и другие
качества, напр.,
храбрый, сердечный;
но трудно
отбросить
хотя бы одно
из перечисленных
и отнести к
«лучшим» человека
жадного, продажного,
интернационалиста,
бесчестного,
лишенного
государственного
разума и опыта,
безвольного
глупца, организационного
растеряху
или наивного
невежду. Именно
лучшие
должны
править во
всех государствах
и при всех
режимах.
Всякий
режим плох,
если при нем
правят худшие.
Нелепо и
противоестественно
говорить: «мы
требуем демократии,
хотя бы в ней
выбирались,
выдвигались
и правили
безвольные
глупцы, продажные
невежды, бесчестные
растеряхи и
тому подобный
социальный
отброс». Наоборот,
необходимо
и верно ответить:
«демократия,
не умеющая
выделить лучших,
не оправдывает
себя; она губит
народ и государство
и должна пасть».
Безумно
вводить в стране
демократию,
чтобы погубить
государство
и народ, как
сделали в России
в 1917 году. А к чему
ведет правление
подлинно-худших
людей, это
русские люди
испытывают
на себе уже
тридцать второй
год... Суровая
школа!
Можно было
бы назвать
наше требование
политической
аксиомой (т.
е. истиной
самоочевидной):
править
должны лучшие.
В жизненном
распознавании
этих людей
можно ошибаться,
можно соглашаться
и не соглашаться
в оценке их,
но задача
их выделения
бесспорна
и основоположна.
Можно было
бы выразить
это в виде
лозунга: дорогу
честным и умным
патриотам!
Дорогу
им - независимо
от того, принадлежат
они к какому-нибудь
сословию,
классу, в
какой-нибудь
партии
или нет!
Важно качество
человека: его
политическая
ценность и
его политическое
воление; и не
важно его
происхождение,
его профессия,
его классовая
и партийная
принадлежность.
Важна его
нравственная
и умственная
мощь, а не
его предки;
важна его
верность родине,
существенно
направление
его воли, а не
его партийный
билет. Партийность
(всякая партийность!)
не удостоверяет
качества
человека, а
только подменяет
или заслоняет
его. А качество
человека - первее
всего и драгоценнее
всего.
Поэтому
всякие выборы
должны иметь
в виду единую,
главную и
необходимую
цель: выделение
качественно-лучших
сынов народа
и поручение
им политического
дела. Глупо
и слепо прельщаться
демагогами,
которые, прикрывшись
партийным
ярлыком, яростно
отстаивают
интерес какого-нибудь
класса, сословия,
национального
меньшинства,
территориального
округа или
же попросту
- свой собственный!
Во-первых,
потому, что
государственное
дело ищет
единого, общего,
всенародного
интереса,
а не частных
вожделений;
и демагог,
разжигающий
страсти именно
в сторону частных
вожделений,
открыто свидетельствует
о своей политической
негодности:
он является
фальсификатором
в политике;
он подобен
цыгану, выхваляющему
подменно-поддельную
лошадь; по
отношению к
наивному и
доверчивому
народу он
выступает в
качестве
развратителя
детей, строящего
свое благополучие
на подтасовке
и лжи.
Во-вторых,
потому, что
самая его
демагогия
свидетельствует
о его качественной
несостоятельности:
он разжигает
страсти, чтобы
выдвинуться
и погубить
государственное
дело, превращая
его в лучшем
случае в дело
частного
вожделения,
а в худшем случае
- в дело своей
личной корысти.
Россия может
спастись только
выделением
лучших
людей,
отстаивающих
не партийный
и не классовый,
а всенародный
интерес. На
этом все должны
согласиться
и сосредоточиться.
Это надо разъяснить
самому русскому
народу прежде
всего. Для этого
должны быть
приняты все
меры, как-то:
освобождение
народа от всех
и всяких
партий;
введение
голосования
по округам
с выставлением
персональных,
лично всем
известных
кандидатур;
и, главное,
выработка
особого вида
конкурирующего
сотрудничества
в нахождении
и выдвижении
лучших
людей -
сотрудничества
государственного
центра с избирателями.
Это предложение
будет обосновано
и изложено
в дальнейших
выпусках «Наших
Задач».
Демократические
выборы являются
лишь условно-целесообразным
средством
для безусловно-верной
цели (отбор
лучших). Если
такая цель
и такое средство
сталкиваются,
то условное
средство
должно уступить
безусловной
цели. Требование,
чтобы правили
лучшие, относится
к самому естеству,
к самой идее
государства;
строй, при
котором у власти
водворяются
худшие, будет
жизненно обречен
и рухнет рано
или поздно,
с большим или
меньшим позором.
Всякое
государство
призвано быть
аристократией
в нашем смысле
слова; и
монархическое,
и диктаториальное,
и демократическое;
и можно было
бы сказать
с уверенностью,
что если бы
исторически-законные
государства
были на политической
высоте, то они
извлекали
бы этих подлинно
лучших изо
всех слоев
населения;
и тогда профессиональным
революционерам
нечего было
бы делать на
свете.
Поэтому
вопрос «всенародных
выборов» (по
четырехчленной
формуле - всеобщее,
равное, прямое
и тайное избирательное
право) есть
вопрос средства,
а не высшей
непререкаемой
цели или догмы.
Это средство
может в одном
государстве
и в одну эпоху
оказаться
целесообразным,
а в другой стране
и в другую эпоху
нецелесообразным.
Ребячливо
веровать в
это средство
как в политическую
«панацею».
Совсем не всякий
народ и не всегда
способен выделить
к власти лучших,
при помощи
таких выборов.
Вопрос надо
поставить
иначе: какой
народ и когда,
при каком размере
государства,
при каком уровне
религиозности,
нравственности,
правосознания,
образования
и имущественного
благосостояния,
при какой системе
выборов, в
спокойные
или бурные
периоды жизни
- действительно
разрешит эту
задачу успешно?
Спросим
поэтому: какие
основания
имеют современные
эмигрантские
демократические
партии для
того, чтобы
считать, что
русский народ,
после всеразлагающей,
духо-опустошительной
и развращающей
всякое правосознание,
эпохи коммунизма,
после водворения
в стране повальной
нищеты (разбогатевшие
сов-карьеристы
не в счет!), после
тридцатидвухлетнего
рабства, после
отвычки от
самостоятельного
мышления, после
полной и застарелой
неосведомленности
в вопросах
политики,
хозяйства и
дипломатии,
после укоренившейся
привычки бояться,
воровать,
промышлять
доносами и
спасать свою
жизнь пресмыкательством,
сумеет осуществить
такие выборы?
Если у них
имеются серьезные
основания,
то не следует
их замалчивать;
а если их нет,
а есть обратные
основания,
то к чему
безответственное
программное
пустословие?
Россия нуждается
в такой системе
выборов, которая
дала бы ей верный
способ найти
и выделить
своих подлинно
лучших
людей к
власти. В этих
выборах лучших
людей не могут
и не должны
участвовать
члены интернациональной
партии, заведомые
губители и
палачи русского
народа, «вынырнувшие»
коммунисты,
перекрасившиеся
предатели и
т. д. А это означает,
что эти выборы
не могут быть
ни всеобщими,
ни прямыми.
Лучших людей
могут найти
только те,
которые не
утратили чести
и совести, те,
которые страдали,
а не те, которые
пытали
страдальцев.
Иначе Россия
будет опять
отдана во власть
политической
черни,
которая из
красной
черни перекрасится
в черную
чернь,
чтобы создать
новый тоталитаризм,
новую каторгу
и новое разложение.
Избави нас
Бог от этого!
Иван Александрович
Ильин
3
июня 1949 г.