Митр.
Филаретъ
(Вознесенскій),
Первоіерархъ
РПЦЗ († 1985 г.)
Слово
въ день праздника
Срѣтенія Господня.
Вчера
за всенощнымъ
бдѣніемъ мы
съ вами слышали
евангельское
чтеніе о томъ,
какъ Праведный
Симеонъ сподобился
принять на свои
старческія
руки воплотившагося
Сына Божія,
Господа Іисуса
Христа. Сегодня
за литургіей
читалось это
же Евангеліе,
но дополненное
и въ началѣ, и
въ концѣ. Въ
началѣ было
указано, почему
Преблагословенная
Дѣва Марія со
старцемъ Іосифомъ
пришли въ Божій
храмъ — они
должны были
исполнить то,
что повелѣваетъ
законъ въ сороковой
день по рожденіи
младенца. А въ
концѣ дополнено
было, словами
Праведнаго
Симеона. Вчерашнее
Евангеліе
окончилось
молитвой его:
«Нынѣ отпущаеши
раба Твоего,
Владыко», а
сегодня Евангеліе
къ этому дополняетъ,
что Праведный
Іосифъ и Пречистая
Дѣва Матерь
удивились тому,
что они услышали
отъ Праведнаго
Симеона, и дальше
говорится:
Старецъ благословилъ
ихъ и сказалъ
Преблагословенной
Дѣвѣ Маріи: «Се
лежитъ Сей (т.
е. Младенецъ-Спаситель)
на паденіе и
на возстаніе
многихъ въ
Израилѣ и въ
знаменіе пререкаемо»,
т. е. Тотъ, Кто
лежитъ тутъ,
лежитъ не только
на возстаніе,
не только какъ
Спаситель,
Который возставляетъ,
но и на паденіе
для тѣхъ, кто
не удержится.
«И въ знаменіе
пререкаемо»,
т. е., въ предметъ
пререканій,
предметъ спора,
разногласія.
И дальше еще
добавилъ Праведный
Симеонъ Божьей
Матери: «И тебѣ
Самой душу
пройдетъ оружіе».
Въ
жизнеописаніи
Пресвятой Дѣвы
Маріи говорится,
что это предсказаніе
глубоко пало
Ей въ душу и
что Она всю
жизнь, пока
былъ Младенцемъ,
Отрокомъ, Юношей,
и уже взрослымъ
Человѣкомъ
вышелъ на Свое
служеніе спасенія
рода человѣческаго
Ея Божественный
Сынъ, Она все
время со страхомъ
ожидала, когда
же, наконецъ
сбудется то,
что предсказалъ
Ей святой и
праведный
Старецъ о томъ,
что сквозь
самую душу Ея
пройдетъ оружіе.
Ждала Она и,
наконецъ, дождалась,
когда стояла
у Голгоѳскаго
креста, когда,
дѣйствительно,
насквозь черезъ
Ея материнское
изболѣвшее
сердце прошелъ
мечъ страшной
невѣроятной
материнской
скорби, которую
Она и не выдержала
бы, если бы ни
невидимая
помощь Ея
Божественнаго
Сына, укрѣпившая
Ее на перенесеніе
этой сверхчеловѣческой
скорби...
Но
вотъ, говоритъ
Праведный
Симеонъ, что
предметомъ
пререканій
будетъ Тотъ,
Кто пришелъ
на землю не для
того, чтобы
пререканіемъ
злобить людей,
а для того, чтобы
спасти. Однако
же, такъ было
предсказано
и такъ точно
все сбылось.
Напримѣръ, еще
въ первые вѣка,
послѣ гоненій,
сколько споровъ
было о Личности
нашего Спасителя,
о его Богочеловѣчествѣ,
о Его Божественномъ
достоинствѣ,
о природѣ Его
Богочеловѣческой
Личности. Всякаго
рода еретики,
такъ или иначе,
искажали правильное
понятіе о Немъ
и о Его воплощеніи.
Церковь возражала
на всѣ эти ереси,
формулируя
и подчеркивая
истинное и
правильное
ученіе, о воплотившемся
Сынѣ Божіемъ,
о Богочеловѣчествѣ
Христа Спасителя.
Но
эта эпоха миновала,
миновала эпоха
Вселенскихъ
Соборовъ. Но
когда мы съ
вами посмотримъ
на теперешнюю
жизнь, развѣ
не то же самое,
только въ другихъ
формахъ вы
видите? Сколько
споровъ бываетъ
и о Божественномъ
основаніи
Церкви, о Христѣ
Спасителѣ, о
Его ученіи —
какъ только
не искажаютъ
его?! Чего только
ему не приписываютъ?!
Доходятъ до
того, что разрушители
жизни и порядка,
революціонеры
и коммунисты
утверждаютъ,
что если бы Онъ
жилъ въ наше
время, то Онъ
коммунистомъ,
революціонеромъ
бы сталъ... Со
всѣхъ точекъ
зрѣнія, кажется,
со всѣхъ позицій
обстрѣливаютъ
наше истинное
правильное
понятіе о Христѣ
Спасителѣ,
Господѣ нашемъ,
Который есть
Богочеловѣкъ
— НЕИЗМѢННЫЙ
ВСЕСОВЕРШЕННЫЙ
БОГЪ и въ то же
самое время
ПОЛНЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ
ЧЕЛОВѢКЪ. Въ
Его природѣ,
въ Его Личности
соединилось
Божество съ
человѣчествомъ
такъ, что таинство
свойства и
Божества и
человѣчества
остались нерушимыми,
полными, всецѣлыми
и въ то же самое
время, предъ
нами не двѣ
личности, не
двѣ ипостаси,
а предъ нами
Одинъ только
Богочеловѣкъ
Господь Іисусъ
Христосъ, спасшій
всѣхъ насъ отъ
грѣха, проклятія
и смерти.
И
если бы человѣчество,
которое споритъ
о многомъ, говоритъ
много, говоритъ
о всякихъ
философскихъ
системахъ,
старается
осмыслить тѣ
событія, которыя
сейчасъ въ
жизни совершаются;
если бы оно
ближе подошло
къ Святому
Евангелію,
подошло бы
поближе къ
творенію Святыхъ
Отцовъ, которые
такъ чудесно,
такъ глубоко,
исчерпывающе
намъ объясняютъ
все, что касается
нашей вѣры,
нашей Церкви,
всего христіанства;
и если бы поближе
подошли и напитались
этой истинной
духовной жизни,
— то совсѣмъ
бы стала другая
жизнь.
Но
мы видимъ, по
какимъ только
путямъ заблужденія
не гуляютъ
сейчасъ люди
на землѣ! Кто,
какъ будто бы
и истину ищетъ,
проявляется
вѣрующимъ, кто
хотѣлъ бы вѣровать
правильно. Но,
къ сожалѣнію,
«сколько головъ,
столько и умовъ»,
по русской
поговоркѣ.
Каждый на свой
ладъ хочетъ
понять христіанство
и объяснить
его. Поэтому
и получается
столько заблужденій,
столько пререканій
о Личности
нашего Спасителя,
о Его дѣлѣ и о
Его Божественномъ
ученіи.
Но
мы съ вами должны
помнить, что
никакого иного
учителя жизни,
никакого иного
наставника,
никакого иного
авторитета
въ жизни духовной
мы съ вами не
можемъ признавать
и знать, какъ
только Господа
Спасителя.
Называли Его
апостолы: «Господь
и Учитель». Онъ
имъ на это сказалъ:
«Правильно
вы дѣлаете, ибо
Я точно То». Но
будемъ помнить,
что Онъ Единственный
Учитель и Наставникъ,
и дѣлать будемъ
изъ мірянъ
служителями
Церкви только
тѣхъ, кто истину
будутъ говорить,
кто не отъ себя
будутъ говорить,
а будутъ говорить
точно, поясняя
для нашего
убогаго разсудка
Его ученіе, Его
Божественный
законъ. Господь
принесъ на
землю Его
Божественное
ученіе — это
Сокровище изъ
Сокровищъ. Не
умѣетъ міръ
цѣнить это
сокровище. Но
тѣ, кто его имѣетъ,
тѣ знаютъ его
безконечную
цѣнность! Будемъ
же помнить это,
братіе. Въ тотъ
день, когда
Святой праведный
Симеонъ предсказалъ,
что Онъ будетъ
предметомъ
пререканія,
для насъ Онъ
будетъ не предметомъ
пререканія
и споровъ, а
для насъ Онъ
будетъ нашей
жизнью, нашимъ
спасеніемъ,
нашимъ упованіемъ
на вѣчную жизнь.
Аминь.