НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


В настоящее время в сознание людей во всем


В настоящее время в сознание людей во всем

мiре успешно внедряется миф о языческой

природе национал-социализма. Тем не менее,

факты указывают на то, что в основе

национал-социалистической идеологии

находилось христианское мировоззрение.


РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА

И ЕГО СОРАТНИКОВ


Мы не потерпим никого в наших рядах,

кто нападает на идеи христианства.

Фактически, наше движение — христианское.

(Речь А. Гитлера в Пассау

27 октября 1928)


Адольф Гитлер был крещен и конфирмован, то есть, миропомазан1. Однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с тем он продолжал считать и называть себя себя христианином. Об этом, в частности, свидетельствует шеф Тайной государственной полиции (Гестапо) Генрих Мюллер. В ходе бесед, которые проходили летом 1948 года между Мюллером и сотрудником ОСС2, Мюллер в числе прочего сообщил следующее: «В марте 1945-го, когда я находился в Рейхсканцелярии, мне сообщили, что Гитлер хочет меня видеть как можно скорее. Когда я прибыл, он беседовал с чиновником Министерства иностранных дел и потом сразу принял меня. Он сказал, что желает поговорить со мной наедине, и предложил прогуляться по саду. После взрыва откровения Гитлер успокоился и несколько минут медленно ходил взад и вперёд по дорожке сада. Потом вдруг спросил меня, что я думаю о его самоубийстве». На вопрос сотрудника ОСС: «Полагаете, он рассчитывал на ваше одобрение?», Мюллер ответил: «Нет, мы оба католики, хотя Гитлер не посещал церковь. Но самоубийство для нас всё равно большой грех. Мы поговорили несколько минут на эту тему, и затем он заговорил о своей юности, о католических школах в Австрии».

Кроме того, 12 апреля 1922 г. Фюрер заявил: «Мои чувства христианина указывают мне на моего Господа и Спасителя, как на борца. Они приводят меня к человеку, который однажды, в одиночестве, окруженный лишь несколькими последователями, увидел в этих евреях их настоящую сущность и призвал людей бороться против них и который, Боже праведный, был величайшим не как мученик, а как воин. В безграничной любви, и как христианин и как человек, я читал главу, которая рассказывает нам, как Господь, наконец, поднялся в своем могуществе и взялся за плеть, чтобы изгнать из Храма змеиное племя».

Также во многих выступлениях А. Гитлер высказывался в поддержку христианства. Например, в своей речи к Рейхстагу, произнесённой 23 марта 1933 г., Гитлер сказал: «Правительство Рейха расценивает Христианство как непоколебимый фундамент нравственности и морального кодекса Нации, прилагает самую большую ценность к дружественным отношениям с Папским престолом и пытается развить их». Незадолго до этого, 15 февраля 1933 г., он заявил: «Я не буду никогда вступать  в союз с партиями, которые стремятся уничтожить Христианство».

Христианами было и многие из ближайших соратников Фюрера. Например, Адольф Гитлер лично присутствовал в качестве крестного на Крещении сына Рудольфа Гесса – Вольфа-Рюдигера. Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер был крестным сына легендарного командира Лейбштандарта СС «Адольф Гитлер» Зеппа Дитриха. А Герман Геринг вступил в брак с Эмми Зоннеманн, венчавшись по христианскому обряду.



ОТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА К ХРИСТИАНСТВУ


24 февраля 1920 года на собрании в пивной «Хофбройхаус» (Мюнхен) А. Гитлером была оглашена программа Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), которая с 1 апреля 1920 года стала официальной. В 1926 году ее положения были объявлены незыблемыми. В двадцать четвёртом пункте было указано, что «партия как таковая стоит на позициях позитивного христианства».

В данном контексте весьма показательны статистические данные. В 1940 году 54,2% личного состава СС называли себя протестантами и 23,7% —католиками. Таким образом, свыше двух третей эсэсовцев были христианами. В иностранных соединениях Войск СС этот процент был еще выше. Кроме того, там, как правило, служили священники, представлявшие вероисповедания своих народов.

Большой интерес представляет в этом смысле мнение французского  философа, писателя и политика  Алена де Бенуа, являющегося сторонником неоязычества. Согласно ему, Гитлер продолжал до самой смерти делать пожертвования Католической церкви. При этом он презирал группы язычников и «фёлькише», которые появились в начале ХХ века и ставили своей целью открытую борьбу против Христианства. «Эти профессора-обскуранты, которые пропагандируют свою нордическую религию, только всё портят», говорил он. 

По словам Алена де Бенуа, язычество терпели в III Рейхе лишь в той степени, в какой оно ограничивалось частной сферой и не вступало в конфликт с официальной политикой, притом, что языческие группы подвергались притеснениям. «Немецкая вера и евреи тянут за одну верёвочку», писала в 1928 году газета «Дер Штюрмер»3. И, наконец, к 1941 году практически все языческие группы были запрещены.

На основании этого Ален де Бенуа считает утверждения о «нацистском язычестве» выдумкой, которую кое-кто продолжает муссировать в явно пропагандистских целях, ссылаясь на восхищение древними германцами в III Рейхе. Хотя, согласно де Бенуа, этот культ имел чисто националистический характер и был «языческим» не в большей мере, чем культ Верцингеторикса при режиме Виши. Рассуждения о «магическом нацизме» или «нацистском оккультизме» французский философ-неоязычник считает бредовыми, отмечая, что они не перестают кружить головы слабоумным со времени выхода в свет «Утра магов».


НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ И ПРАВОСЛАВИЕ

В течение 1920-30-х годов национал-социалисты предприняли ряд мероприятий для сближения с Православием в Германии. В частности, Рейхсминистерство религиозных культов поддержало Германскую епархию Русской зарубежной церкви (РПЦЗ) и предоставило ей государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся только у лютеран и католиков. Со своей стороны Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично. Оно пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах». Кроме того, после начала Второй мировой войны и оккупации Польши немецкие власти передавали Польской Православной Церкви церковное имущество, отобранное ранее польскими властями, а также поддержали открытие в Бреслау (входил в состав Германии до начала Второй мировой войны) православного богословского института.

Вторжение Германии в СССР приветствовал парижский иерарх РПЦЗ Митрополит Серафим (Лукьянов): «Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот». Берлинский Архиепископ Серафим (Лядэ), получивший от правительства Германии титул «Фюрера всех православных в III Рейхе и во всех контролируемых им территориях», в июне 1941 года обратился к своей пастве с воззванием, в котором дал следующую оценку начавшейся советско-германской войне: «Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы».

На оккупированных территориях по инициативе населения и часто при поддержке немецкого командования к храмовому богослужению возвращались тысячи приходских и монашеских общин, в советское время ушедших в подполье. Но лучше всего взаимоотношения Православной Церкви и III Рейха иллюстрирует статистика. За три года оккупации было восстановлено более 40 % от дореволюционного количества церквей. В советской литературе говорится о 10 тысячах храмов. Кроме того, было воссоздано около 60 монастырей — 45 на Украине, 6 — в Белоруссии и 8-9 — в Великороссии. К тому же в 1938 году национал-социалисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова Русской Православной Церкви Зарубежом (РПЦЗ), а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом храмы Западноевропейского экзархата «русских» приходов МП — были конфискованы и переданы РПЦЗ. Также Германское правительство финансировало русский богословский институт.

Однако суть отношения Православной Церкви к Национальному Социализму проявилась в позиции насельников Святой Горы – Афона, являющейся одним из Уделов Богородицы, то есть святой землёй, отмеченной особенным вниманием Девы Марии. Национал-социализм виделся афонитам как политическое выражение исихазма4, война против большевизма признавалась ими Священной, а личность Гитлера связывалась с библейскими и Святоотеческими пророчествами о Богоданном Вожде. Поэтому посетителей на горе Афон встречал портрет Фюрера, иногда называемый «иконой Гитлера»:


1 Через Миропомазание верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни


2 Управление стратегических служб. Предшественник ЦРУ

3 Издание этой газеты поощряли сам Гитлер, Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и лидер Трудового фронта Германии Роберт Лей

4 Исихазм – это мистическая практика, подготавливающая подвижника к Богосозерцанию. При этом исихасты руководствуются библейским принципом «скажи сей горе сдвинуться, и если истинно веруешь — сдвинется».


4




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com