День 8 сентября 862 года считается днемъ начала Русскаго государства [1]
ПРУССКIЕ
КОРНИ РУССКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
День
8 сентября 862 года
считается днемъ
начала Русскаго
государства.
Такъ обозначено
на памятникѣ
Тысячелѣтiя
Руси, воздвигнутомъ
въ Новгородѣ
въ 1862 году, когда
происходило
торжественное
празднованiе
Тысячелетiя
нашего Отечества.
Въ этотъ день
новгородцы
призвали на
княженiе
изъ близкаго
имъ племени
братьевъ -"варяговъ"
Рюрика, Синеуса
и Трувора.
По
преданiю,
родословiе
ихъ было слѣдующимъ:
"Августъ, кесарь
Римскiй...
Пруса, родича
своего, послалъ
на берега Вислы
рѣки
въ городъ Мальборкъ,
и Торунь, и Хвоини,
и преславный
Гданьскъ, и во
многiе
другiе
города по рѣкѣ,
называемой
Неманомъ и
впадающей въ
море. И жилъ
Прусъ очень
много лѣтъ,
до четвертаго
поколенiя;
и съ тѣхъ
поръ до нынѣшнихъ
временъ зовется
это мѣсто
Прусской землей.
И вотъ въ то
время нѣкiй
воевода Новгородскiй
по имѣни
Гостомыслъ
передъ кончиной
своей созвалъ
всѣхъ
правителей
Новгорода и
сказалъ имъ:
"О мужи новгородскiе,
совѣтую
я вамъ, чтобы
послали вы въ
Прусскую землю
мудрыхъ мужей
и призвали бы
къ себѣ
изъ тамошнихъ
родовъ правителя".
Они
пошли въ Прусскую
землю и нашли
тамъ нѣкоего
князя по имѣни
Рюрикъ, который
былъ изъ римскаго
рода Августа-Царя.
И умолили князя
Рюрика посланцы
отъ всѣхъ
новгородцевъ,
чтобы шелъ онъ
къ нимъ княжить.
И князь Рюрикъ
пришелъ въ
Новгородъ
вмѣстѣ
съ двумя братьями;
одинъ изъ нихъ
былъ имѣнемъ
Труворъ, а второй
- Синеусъ, а третiй
- племянникъ
его по имѣни
Олегъ. Съ тѣхъ
поръ сталъ
называться
Новгородъ
Великимъ; и
началъ первымъ
княжить въ нѣмъ
великiй
князь Рюрикъ".
(Сказанiе
о Великихъ
князьяхъ
Владимiрскихъ
Великой Руси",
XVI
в.)
Въ
Лаврентьевскомъ
спискѣ
"Повѣсти
временныхъ
лѣтъ"
объ этомъ говорится:
"рѣша
сами въ себѣ
поищемъ собѣ
князя иже бы
володѣлъ
нами и судилъ
по праву... "Земля
наша велика
и обильна, а
наряда въ нѣй
нѣтъ;
да прiидите
княжить и володѣть
нами...".
Въ XVIII
вѣкѣ
нѣмецкiе
ученые выдвинули
теорiю,
что русское
государство
основано иностранцами
неславянскаго
происхожденiя.
Несостоятельность
ея показалъ
еще М.В. Ломоносовъ,
но все же она
утвердилась
въ русскомъ
обществѣ,
орiентированномъ
на заимствованiе
западной культуры.
Въ XIX-XX
вв. были опубликованы
многiе
изслѣдованiя,
опровергающiе
эту теорiю.
Въ частности,
Н.Н. Ильина (супруга
И.А. Ильина) въ
книгѣ
"Изгнанiе
норманновъ.
Очередная
задача русской
исторической
науки" (Парижъ,
1955 г.) приходитъ
къ выводу, что
Рюрикъ былъ
прибалтiйскимъ
славяниномъ.