ПРАВ.
IОАННЪ
КРОНШТАДТСКІЙ
(† 1908): СЛОВО ВЪ
НЕДѢЛЮ ЧЕТВЕРТУЮ
ВЕЛИКАГО ПОСТА.
Сегодня,
возлюбленные
братія и сестры,
читано было
евангельское
повѣствованіе
отъ Марка объ
исцѣленіи
Іисусомъ Христемъ
бѣсноватаго
глухаго и нѣмаго
отрока, за котораго
просилъ отецъ
его, — чрезъ
изгнаніе злѣйшаго
нечистаго духа,
причинявшаго
несчастному
отроку глухоту
и нѣмоту. «Духъ
нѣмой и глухой»!
сказалъ Господь
нечистому, «Я
повелѣваю тебѣ,
выйди изъ него,
и впредь не
входи въ него.
И вскрикнувъ,
и сильно сотрясши
его, злой духъ
вышелъ; и отрокъ
сдѣлался, какъ
мертвый, такъ
что многіе
говорили, что
онъ умеръ. Но
Іисусъ, взявъ
его за руку,
поднялъ его;
и онъ всталъ».
Но послушайте,
сколь золъ былъ
мучившій отрока
демонъ. Отецъ
этого отрока
говорилъ Господу,
что демонъ, гдѣ
только ни схватывалъ
его, бросалъ
его на землю,
— и несчастный
испускалъ пѣну
изо рта, скрежеталъ
зубами своими,
и весь оцѣпенѣвалъ.
Это же сдѣлалось
и на тотъ разъ,
когда отецъ
привелъ его
къ Спасителю.
И когда Господь
спросилъ отца,
какъ бы не вѣдая,
хотя, какъ Богъ,
все зналъ: «какъ
давно это сдѣлалось
съ нимъ»? Тотъ
сказалъ, что
— съ дѣтства,
и прибавилъ,
что демонъ
много разъ
бросалъ его
и въ огонь и въ
воду, чтобы
погубить его;
и просилъ Господа
— сжалиться
надъ нимъ и
сыномъ, и помочь,
если что можетъ.
Іисусъ сказалъ
ему: «если
сколько-нибудь
можешь вѣровать,
— все возможно
вѣрующему».
И несчастный
маловѣрный
отецъ со слезами
воскликнулъ:
«вѣрую, Господи!
помоги моему
невѣрію». Видите,
какую силу
Господь приписываетъ
вѣрѣ и вѣрующему:
«все возможно
вѣрующему»,
говоритъ Онъ.
Вѣрующій можетъ
и бѣсовъ изгонять
и всякія болѣзни
исцѣлять. А
какъ безсиленъ
и жалокъ невѣрующій!
Онъ и съ собою
совладѣть не
можетъ и грѣховъ
своихъ одолѣть
не можетъ, но,
какъ рабъ, служитъ
имъ и мучится
ими. Такъ какъ
несчастный
отецъ сначала
приводилъ
бѣсноватаго
сына своего
къ апостоламъ
и они не могли
изгнать изъ
него этого
бѣса, то они
наединѣ спросили
Господа: «почему
мы не могли
изгнать его»?
Господь на это
сказалъ имъ:
«сей родъ не
можетъ выйти
иначе, какъ отъ
молитвы и поста»
(Марк. 9, 17-29). Вотъ
и похвала отъ
Господа посту
и молитвѣ. Вотъ
евангельская
основа поста.
Отчего же именующіе
себя послѣдователями
Евангелія
изгнали изъ
общежитія
постъ, какъ бы
ненужный! Не
оттого ли нынѣ
у насъ умножились
страсти и беззаконія
и бѣсноватые
разнаго рода,
что нѣкоторые
изъ христіанъ
разорвали союзъ
съ Церковью
и отвергли,
какъ излишнее
дѣло, молитву
и постъ и живутъ
на подобіе
скотовъ безсловесныхъ,
водясь только
похотями различными,
а иные — въ злобѣ
своей, съ пѣной
у рта, какъ истые
бѣсноватые,
устремились
на всякія злодѣянія:
на убійства,
самоубійства,
поджоги, подкопы,
взрывы и пр.
Да, возлюбленные
братія и сестры,
подобные люди
дошли до такого
ужаснаго неистовства
именно отъ
невѣрія, невоздержанія,
нечистоты и
отъ всѣхъ пагубныхъ
послѣдствій
этого невѣрія.
Кроткая евангельская
вѣра не проповѣдуетъ
убійствъ,
цареубійствъ,
подкоповъ и
взрывовъ, — она
говоритъ: всяка
душа властемъ
предержащымъ
да повинуется.
Нѣсть бо власть
аще не отъ Бога:
сущыя же власти
отъ Бога учинены
суть,
и что надо
повиноваться
имъ не
по страху только,
но и по совѣсти (Рим.
13, 1. 5), и повелѣваетъ молиться
за царя и за
всѣхъ,
которые почтены
властію, да
тихое и безмолвное
житіе поживемъ
во всякомъ
благочестіи
и чистотѣ (1 Тим.
2, 2). Господи, просвѣти
ослѣпленныя
злобою сердечныя
очи этихъ несчастныхъ
бѣсноватыхъ
нашего злополучнаго
времени, возстающихъ
на богопоставленныя
власти, да познаютъ
они, какую страшную
бездну они
изрываютъ сами
подъ собой, въ
какую страшную
адскую пропасть
они готовы
низвергнуться.
Въ старыя
дохристіанскія
времена, нѣкоторые
несчастные
изъ евреевъ
возмутились
было противъ
установленныхъ
начальствъ,
— противъ Моисея
и Аарона, укоряя
ихъ въ мнимомъ
властолюбіи,
только возроптали:
и что же ихъ
постигло, какая
казнь Божія?
— Земля разверзлась
подъ ними, и —
живыми сошли
они въ адъ съ
семействами
своими; а другіе,
менѣе виновные,
огнемъ, исшедшимъ
изъ храма, были
спалены (Числ.
16, 1-35). Вотъ сколь
тяжкій грѣхъ
— мятежъ противъ
начальства.
Что же ожидаетъ
нашихъ нигилистовъ,
какой судъ
Божій? Тѣмъ
ужаснѣйшій,
чѣмъ большіе
дары Божіи они
попрали. Ибо
кто наши нигилисты
и террористы?
Крещеные люди,
христіане
доходятъ до
такого неистовства
— до такихъ
убійствъ и
самоубійствъ,
до такихъ
сатанинскихъ
злодѣяній! О,
зачѣмъ родились
они на свѣтъ?
Зачѣмъ они не
погибли въ
утробѣ матерней?
Лучше бы имъ
не родиться.
Такъ неблагодарно,
такъ здобно,
такъ безумно
попирать дары
Божіи — благодать
крещенія,
мѵропомазанія,
причащенія
тѣла и крови
Господа — это
по истинѣ ужасно!
О, злополучные
родители такихъ
дѣтей! Какой
позоръ они
должны перенести!
Братія
и сестры! Будемъ
всѣмъ сердцемъ
держаться вѣры
и Церкви Божіей,
этого единственнаго
спасительнаго
ковчега, спасающаго
отъ всемірнаго
огненнаго
потопа, который
постигнетъ
въ свое время
всѣхъ беззаконныхъ.
Будемъ держаться
священныхъ
установленій
Церкви, ведущихъ
насъ ко спасенію,
будемъ содержать
неизмѣнно посты
и молитвы и
усердствовать
къ службѣ
Божіей! Діаволъ,
врагъ нашего
спасенія, не
дремлетъ, но, какъ
рыкающій левъ,
ходитъ около
насъ, ища
кого поглотить
(1 Петр.
5, 8), и — сколь многихъ
поглотилъ!
Постъ и молитва
съ усердіемъ,
со смиреніемъ,
съ вѣрою и любовію,
— сильное оружіе
противъ діавола
и противъ всѣхъ
страстей, воюющихъ
въ насъ. Аминь.
Источникъ:
Полное собраніе
сочиненій Протоіерея
Iоанна Ильича
Сергіева. Томъ 2-й.
(Заключающій
въ себѣ полный
годовой кругъ
словъ, поученій
и бесѣдъ). — Изданіе
второе, исправленное
авторомъ. —
СПб.: Типографія
В. Ерофеева,
1894. — С 126-129.