И.А.
Ильинъ
КАКЪ
РУССКIЕ
ЛЮДИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ
ВЪ СОВѢТСКИХЪ
ПАТРIОТОВЪ?
Пути
этого превращенiя
различны и
многообразны,
и не всѣ дороги
заслуживаютъ
особаго описанiя.
Трагедiя
голода, безработицы
и отчаянiя;
трагикомедiя
паники, безволiя
и безличности;
комедiя
глупости, хитрости
и невѣжества
- понятны. Но
есть и сущiя
превращенiя.
Есть искреннiя
превращенiя:
человѣкъ тоскуетъ
по родинѣ, а
родина для него
не духъ, не честь,
не культура,
не самостоятельное
и свободное
цветенiе
народной души
и даже не рангъ
народа въ мiровой
исторiи.
Родина для него
- это стихiя
нацiональнаго
языка (хочу
говорить по-русски!);
ширь ландшафта
(мнѣ здѣсь тѣсно
и душно, хочу
нашихъ равнинъ
и лѣсовъ!); острота
климата (морозы,
снѣга, весеннiй
вѣтеръ, грозы,
ливни, бури!) и
ароматъ быта
(выветрившiйся
въ совѣтчинѣ!)
Отъ
многолѣтней
усталости,
близорукости
и поверхностнаго
жизневозприятiя
- онъ перестаетъ
возпринимать
порочное, позорное
и противорусское
качество совѣтчины.
Пропаганда
подталкиваетъ
его, колеблющагося,
- и онъ готовъ
"сопричислиться".
Такихъ не мало.
Можетъ быть,
они уцѣлѣютъ,
по своей незамѣтности,
гдѣ-нибудь въ
уголочкѣ...
Но
есть и неискреннiя
превращенiя.
Человѣкъ отлично
понимаетъ и
порочность,
и позорность,
и антинацiональность
совѣтчины;
понимаетъ, но
не чувствуетъ
ея; и потому
все это не мѣшаетъ
ему "сопричислиться".
У него холодное
сердце и мертвая
совѣсть: въ
немъ нѣтъ русскаго
патріотизма,
нѣтъ любви къ
своему народу,
нѣтъ живаго
отвращенiя къ
той системѣ
пошлости, лжи,
насилiя
и раболѣпства,
которая уродуетъ
добрую и благородную
душу нашего
народа. Онъ
холодно наблюдаетъ,
разсчитываетъ,
любопытствуетъ,
"прикидываетъ".
Вѣдь "умные"
люди вообще
вѣрятъ въ "правоту"
сильнаго и въ
уменiе держать
носъ "по вѣтру";
а смыслъ великаго
урагана исторiи
и скрытый въ
немъ приговоръ
злодѣйству
имъ недоступенъ.
И вотъ онъ готовитъ
себѣ необходимыя
"связи", лжетъ
по-русски, смѣшиваетъ
Россiю
съ Совѣтскимъ
Союзомъ, путаетъ
всѣ понятiя,
выдаетъ зло
за добро и добро
за зло, отправляетъ
другихъ на
погибель и
становится
слугою дiавола.
Такова была
предательская
роль Бердяева,
который, впрочемъ,
совсѣмъ не былъ
одинокъ. Такимъ
совѣтская
власть не вѣритъ,
такихъ она не
цѣнитъ; и въ
этомъ она права.
Они будутъ
использованы,
а затѣмъ уничтожены
какъ подозрительные
перебѣжчики.
Итакъ,
люди "превращаются"
отъ духовной
слѣпоты: или
наивно-безпомощной,
или порочно-сознательной.
Наивная безпомощность
иногда выражается
въ своеобразномъ
"дальтонизмѣ":
человѣкъ вдругъ
(или постепенно!)
слѣпнетъ для
однаго "цвѣта",
для опредѣленнаго
сектора жизни.
Одинъ увѣровалъ,
что успѣхъ
Красной армiи
составляетъ
честь и славу
Россiи.
Другой увѣровалъ,
что санъ Всероссiйскаго
Патріарха
дѣлаетъ человѣка
"мудрымъ",
"геніальнымъ",
"священномученикомъ".
И вотъ онъ уже
шепчется съ
чекистами въ
рясахъ, прислуживаетъ
въ храмѣ и мечтаетъ
подмять подъ
совѣтскую
церковь (Ильинъ
подразумѣваетъ
подъ «совѣтской
церковью»
Московскую
Патріархію
РПЦ, - прим. Редакціи
ОРФ) всѣ восточныя
патріаршества.
Третiй преклонился
передъ - "заводами-гигантами"
и восторгается
лозунгомъ
"догнать и
перегнать
Америку!" И
вотъ, онъ уже
горюетъ о томъ,
что совѣтофилъ
Капица все еще
не подарилъ
Совѣтамъ атомную
бомбу.
И
всѣ они, по слѣпотѣ
и глупости
промѣнявъ
Россiю на
Советскiй
Союзъ, мнятъ
себя "патріотами".
Этимъ
всѣмъ одна
судьба: "коготокъ
увязъ - всей
птичкѣ пропасть",
такова "власть
тьмы". Духовной
зоркости не
хватило - ослѣпнетъ
совсѣмъ. Проглотилъ
маленькаго
"чертенка"
- проглотитъ
и всего "дiавола".
Во
всѣхъ этихъ
превращенъiяхъ
- искреннихъ
и неискреннихъ
- дѣло не просто
въ недостаткѣ
освѣдомленности
или въ интуитивной
зоркости. Дѣло
въ скудости
духа: въ недуховности
"патріотизма",
въ бездуховномъ
политиканствѣ,
въ духовно-мертвомъ
возприятiи
армiи, въ духовно-слѣпой
религіозности,
въ духовно-индифферентномъ
трактованiи
нацiональнаго
хозяйства.
Ибо
безъ духовнаго
измѣренiя вещей,
явленiй и человѣческихъ
дѣлъ - безъ измѣренiя
глубины, безъ
"Божьяго луча,
безъ совѣсти
и чести" - все
становится
мелкимъ, плоскимъ,
пошлымъ и
соблазнительнымъ".
А въ нашу эпоху
величайшаго,
обостреннаго
и обнаженнаго
соблазна - всякая
духовная скудость
и слѣпота (въ
политикѣ, въ
хозяйствѣ, въ
церкви и въ
армiи) ведетъ
къ приятiю
безбожiя,
къ содействiю
мiровой
революцiи
и къ предательству
Россiи.
1948
г.
Приводится
съ сокращенiями
по: И.А. Ильин,
Избранное,
Смоленскъ,
1995, с. 134-135.