И.А.
Ильинъ
БОЛЬШЕВИЗМЪ
КАКЪ СОСТОЯНIЕ
ДУШИ И БЫТОВОЕ
ЯВЛЕНIЕ.
Большевизму
присущъ не
только опредѣленный
политическiй
порядокъ вещей,
а именно диктатура
одной партiи,
исключающая
всѣ остальныя
партiи и
присваивающая
себѣ монополiю
на государственную
власть. Для
большевизма
характерна
также радикальная
экспропрiацiя
всѣхъ слоевъ,
обладающихъ
собственностью,
и безпощадное
уничтоженiе
всѣхъ недовольныхъ
элементовъ.
Подъ большевизмомъ
слѣдуетъ понимать
не только проводимую
методомъ террора
соцiальную и
соцiалистическую
революцiю,
но прежде всего
- состоянiе души.
Всякiй
строй - республиканскiй
и монархическiй,
соцiалистическiй
и частно-хозяйственный
- зарождается
и созрѣваетъ
прежде всего
въ человѣческой
душѣ. Пока одни
будутъ авторитетно
повелѣвать
и запрещать,
а другiе поддаваться
внушенiю и
повиноваться,
данный порядокъ
вещей будетъ
существовать
и разрушить
его будетъ
невозможно.
Для того, чтобы
порядокъ
жизнеустройства
- въ политикѣ
и хозяйствѣ
- палъ, у вождей
должна быть
подорвана воля
къ власти, а
народъ долженъ
отказаться
отъ повиновенiя.
Государственный
строй падетъ
лишь тогда,
когда правящiй
слой лишится
воли любой
цѣной принуждать
къ повиновенiю,
а въ подсознанiи
народной души
возникнетъ
рѣшимость любой
цѣной отказаться
отъ повиновенiя.
Большевизмъ
есть разложенiе
духа и разнузданiе
алчности въ
человѣческой
душѣ; духовная
безудержность
и политическая
и нравственная
распущенность
въ чувствахъ
и поведенiи.
Это
разложенiе и
разнузданiе
не ново въ исторiи
человѣчества:
ново его названiе,
обоснованiе
и проповѣдь.
Въ разныя эпохи
въ докринахъ
разныхъ сектъ
можно найти
попытки обосновать
это духовное
разложенiе,
превратить
его въ систематизированное
ученiе. Однако,
эти попытки
никогда не
имѣли рѣшающаго
успѣха и всегда
находили свой
предѣлъ - то въ
сопротивленъiи
здороваго
инстинкта и
здоровой
религiозности,
то въ рѣшительномъ
отпорѣ со стороны
государственной
власти или
Церкви.
Самъ
по себѣ большевизмъ
не есть безумiе
или помѣшательство;
но это несомнѣнно
душевно-духовная
болѣзнь. Большевизмъ
какъ духовно-душевная
болѣзнь состоитъ
въ томъ, что въ
человѣкѣ разлагается
и ослабѣваетъ
духовное начало
и начинаетъ
преобладать
начало животнаго
инстинкта;
конечно, есть
немало людей,
которые изначально
находятся въ
этомъ состоянъiи
- они-то и поддаются
прежде другихъ
процессу
большевизацiи.
Животный инстинктъ,
сбросивъ съ
себя духовный
законъ, становится
безудержной
алчностью,
требующей
чувственныхъ
удовольствiй
и земнаго
благополучiя
(бытовая форма
матерiализма!)
Большевизмомъ
могутъ заболѣть
не только лѣвые,
но и правые.
Большевизмъ
есть по своей
сути склонность
къ грабежу и
присвоенiю.
Правда, онъ
нѣсколько
отличается
отъ обычнаго
разбоя: разбойникъ
хорошо знаетъ,
что онъ противоправенъ,
большевикъ
же полагаетъ
себя въ "полномъ
правѣ"; разбойникъ
не жаждетъ
политической
власти, большевикъ
стремится
именно къ ней;
разбойникъ
не пытается
легализовать
ни свое положенiе,
ни свои поступки;
большевикъ
не успокаивается
до тѣхъ поръ,
пока онъ не
легализуетъ
и то и другое.
Отсюда слѣдуетъ,
что политизированный
разбойникъ
мало чѣмъ отличается
отъ большевика;
а не легализованный
большевикъ
совершаетъ
много такого,
что совершаетъ
и обычный разбойникъ.
Большевизмъ
какъ установка
души можетъ
незамѣтно
прижиться и
распространиться
въ народѣ, при
этомъ никто
и не подумаетъ
о роковыхъ
послѣдствіяхъ
его проявленiй...
И.А.
Ильинъ, Полн.
собр. соч., М.:
Русская книга,
т. VII, с.
147-154, съ сокращенiями.