ЕПИСКОП
ИУСТИН ПОЛЯНСКИЙ
(† 1903): ПОУЧЕНИЕ
В ЛАЗАРЕВУ
СУББОТУ.
Любляше
Іисусъ Марѳу
и Марію, сестру
ея, и Лазаря (Іоан.
11, 15).
Смотрите,
мои возлюбленные,
и Господь нашъ
Іисусъ Христосъ
имѣлъ въ жизни
Своей особенныхъ
друзей, которыхъ
часто посѣщалъ,
отдыхалъ у нихъ
и сладко бесѣдовалъ
съ ними. Онъ
любилъ всѣхъ
людей любовію
безпредѣльною
и за всѣхъ пролилъ
Кровь Свою,
положилъ душу
Свою; но св.
Евангелистъ
замѣчаетъ, какъ
нѣкоторую
особенность,
любовь Его къ
семейству
Лазаря. Въ чемъ
эта особенность?
Въ томъ, что
Господь Іисусъ
Христосъ удостоилъ
св. семейство
Виѳанское Своею
дружбою: любляше
Іисусъ Марѳу
и сестру ея
Марію и Лазаря, —
говоритъ
Евангелистъ; Лазарь,
другъ нашъ,
успе, —
сказалъ Самъ
Господь ученикамъ
Своимъ о смерти
Лазаря. Счастливо
было Виѳанское
семейство и,
безъ сомнѣнія,
заслуживало
того!
Но
это высочайшее
счастіе принадлежитъ
не однимъ
современникамъ
Господа по
плоти. Господь
Іисусъ Христосъ
вчера и днесь,
той же и вовѣки.
И нынѣ всегда
Онъ особенно
любитъ всѣхъ,
которые сами
являютъ Ему
особенную
любовь свою;
именуетъ и
сродниками,
и друзьями
Своими тѣхъ,
которые искренно
желаютъ благоугождать
Ему особенными
подвигами
любви, которые
отъ чистаго
сердца приносятъ
Ему какую-либо
жертву любви: иже
сотворитъ волю
Отца Моего, Иже
есть на небесѣхъ,
говорилъ Онъ
слушавшимъ
Его, той
братъ Мой и
сестра и мати
Ми есть.
Посему-то всѣ
удостоившіеся
въ нынѣшнемъ
посту очистить
свою совѣсть
покаяніемъ
и соединиться
въ единъ духъ
съ Господомъ
св. Причащеніемъ,
какъ и всѣ рѣшившіеся
творити всегда
и во всемъ волю
Господню, безъ
сомнѣнія, могутъ
съ дерзновеніемъ
не только
именоваться,
но и быть друзьями
Господа, —
родными Его;
только нужно
знать намъ, въ
чемъ состоитъ
истинное дружество, —
дружество
Божественное?
Первый
признакъ истиннаго
дружества есть
искренность
и откровенность.
У друзей искреннихъ
одна душа и
одно сердце;
между ними нѣтъ
и не должно
быть ничего,
что нужно было
бы скрывать
и утаивать,
чего нельзя
бы открыть и
сказать. Господь
Іисусъ Христосъ
ничего не скрылъ
и не утаилъ отъ
насъ: вся,
яже слышахъ
отъ Отца Моего,
сказахъ вамъ (Іоан.
15, 15). Онъ открылъ
намъ всю глубину
Своего сердца
и всѣ небесныя
сокровища Свои.
Такой же искренности
и откровенности
Онъ требуетъ
и отъ друзей
Своихъ: Сыне,
даждь Ми сердце
твое; открый
ко Господу путь
твой.
Итакъ,
да будутъ души
и сердца ваши
всегда открыты
предъ Господомъ
вездѣсущимъ.
О чемъ бы вы ни
думали, — думайте
предъ Господомъ;
чего бы ни желали, —
желайте предъ
Господомъ; о
чемъ бы ни
радовались, —
радуйтесь предъ
Господомъ; о
чемъ бы ни
печалились, —
печаль свою
возвѣщайте
предъ Господомъ.
Взойдетъ ли
даже на сердце
ваше какая-либо
нечистая мысль,
взволнуется
ли она какимъ-либо
непріязненнымъ
чувствомъ: или
гнѣва, или зависти,
или неудовольствія,
или огорченія, —
спѣшите немедленно
исповѣдать
все это предъ
Господомъ въ
сокрушенной
и покаянной
молитвѣ и просите
Его, чтобы Онъ
простилъ вамъ
вольное или
невольное
согрѣшеніе
ваше: достойныхъ
Его любви и
дружества, не
лишилъ васъ
благодати и
милости Своей,
а хранилъ бы
вашъ умъ и сердце
отъ всего неугоднаго
предъ Нимъ и
помогъ вамъ
благоугождать
Ему во всемъ.
Такъ же поступайте
и въ отношеніи
къ вашимъ земнымъ
друзьямъ. Всякая
затаенная
недобрая мысль
или чувство
можетъ укорениться
въ вашей душѣ
и сердцѣ и сдѣлать
васъ недостойными
дружества
Божественнаго,
какъ можетъ
разорвать и
обыкновенную
дружбу человѣческую.
Истинное
дружество
скрѣпите взаимными
услугами. Извѣстно,
какую величайшую
услугу оказалъ
Господь Іисусъ
Христосъ, пришедшій
не да послужатъ
Ему, но послужити
и дати душу
Свою избавленіе
за многихъ.
Чтобы возсоздать
насъ, растлѣнныхъ
грѣхомъ, Онъ
зракъ раба
принялъ; за
насъ, предавшихся
суетѣ, Онъ всю
земную жизнь
Свою провелъ
въ нищетѣ, трудахъ
и подвигахъ;
чтобы избавить
насъ отъ униженія
грѣховнаго
и казни вѣчной,
Онъ претерпѣлъ
за насъ страшныя
страсти и крестную
смерть. Не должно
ли и намъ, искупленнымъ
цѣною Божественной
Крови Его, посвятить
всю жизнь нашу,
всѣ силы души
и тѣла нашего
на служеніе
Ему? Не въ этомъ
ли служеніи
Господу — все
наше достоинство
и счастіе? Аще
кто Мнѣ служитъ, —
говоритъ Самъ
Господь нашъ, — Мнѣ
да послѣдуетъ,
и идѣже есмь
Азъ, ту и слуга
Мой будетъ.
Итакъ,
первѣе всего,
мои возлюбленные,
возблагодаримъ
Господа отъ
всей души нашей,
что Онъ призвалъ
насъ на служеніе
Себѣ и избавилъ
отъ служенія
міру и суетѣ
его, что удостоилъ
насъ пріискренне
пріобщиться
Ему. Одна мысль
о семъ да будетъ
для насъ истиннымъ
утѣшеніемъ
и отрадою во
всѣхъ трудахъ
нашихъ, какъ
бы они ни были
иногда тяжки.
Будемъ всегда
помнить, для
Кого мы живемъ
и трудимся.
Какъ бы ни
представлялась
безотрадною
наша участь
въ глазахъ
людей, привыкшихъ
жить по своимъ
прихотямъ, —
будемъ помнить
слово Апостольское,
что сѣяй
въ плоть, отъ
плоти пожнетъ
истлѣніе, а
сѣяй въ духъ,
отъ духа пожнетъ
животъ вѣчный.
За труды и скорби,
подъятые во
имя Господа,
съ живою вѣрою
къ Нему, въ упованіи
жизни вѣчной,
ожидаетъ насъ
вѣчная слава,
радость и блаженство
во Царствіи
небесномъ; а
жизнь праздная,
изнѣженная
и роскошная,
слабодушное
угожденіе
прихотямъ и
страстямъ
своимъ неминуемо
приведутъ въ
огонь вѣчный,
уготованный
діаволу, врагу
Божію и нашему;
ибо другъ міра
и своихъ похотей
есть врагъ
Божій; не другъ
онъ людямъ: его
самолюбіе не
можетъ служить
ближнимъ, —
оно требуетъ,
чтобы ему одному
всѣ служили.
Если
бы стала смущать
насъ собственная
наша немощь,
то будемъ несомнѣнно
вѣровать, что
Божественный
Другъ нашъ,
Іисусъ Христосъ,
есть и будетъ
всегда нашимъ
вѣрнымъ Помощникомъ,
Защитникомъ
и Покровителемъ.
Не пощадившій
Самого Себя
для спасенія
нашего, можетъ
ли отказать
намъ въ чемъ-либо?
Если и слабые
люди приносятъ
Ему въ жертву
то, что въ ихъ
власти — желаніе,
усердіе и готовность
на всякое благое
дѣло, — то Онъ
ли, Всемогущій,
умедлитъ подать
имъ Свою силу?
У Него ли, Всесовершеннаго,
не достанетъ
премудрости,
чтобы наставлять
и руководить
насъ, — или
любви и благости,
чтобы утѣшить
и ободрить
насъ, — или
могущества,
чтобы защитить
насъ, — или
милосердія,
чтобы пощадить
насъ, — или
благодатной
силы, чтобы
помочь намъ
и укрѣпить
насъ? Мой
еси ты, —
говоритъ Онъ
душѣ вѣрующей
и преданной
Ему. Послѣ сего,
чего нельзя
ожидать и чего
нельзя получить
отъ Господа,
удостоившаго
насъ, по безконечному
Своему милосердію,
быть Его друзьями,
если окажемся
достойными
сего?
Такова
сила истиннаго
дружества! Если
мы пребудемъ
въ любви Божіей,
будемъ стараться
исполнять Его
св. волю и пребудемъ
вѣрными Ему
и присными Ему,
какъ обѣщались,
когда говѣли, —
Господь и насъ
воскреситъ
отъ смерти
грѣховной, какъ
воскресилъ
четверодневнаго
Лазаря. Но не
забудемъ и
того, что истинная
любовь и дружба,
бывающая и
между людьми,
особенно между
христіанами,
всегда бываетъ
всемогуща:
другъ друга,
сказано, носите
тяготы, и тако
исполните
законъ Христовъ.
Къ сожалѣнію,
такая любовь
и дружба рѣдка
между нами; и
если бываетъ,
то ее не любятъ
и относятся
къ ней недружелюбно.
Аминь.
Источникъ:
Сочиненія
Іустина, епископа
Рязанскаго
и Зарайскаго.
Томъ X. Святая
Четыредесятница
и Святая Пятидесятница.
(Поученія). —
М.: Типо-лит.
Высочайше
утвержд. Т-ва
И. Н. Кушнеревъ
и К°, 1895. — С 155-159.