НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ПРАВ. IОАННЪ КРОНШТАДТСКІЙ († 1908): СЛОВО НА БЛАГОВѢЩЕНIЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ, ПРОИЗНЕСЕННОЕ ВЪ 1905 ГОДУ.


«Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите небеса Божію славу».

(Припѣвъ праздника по 8-ой пѣсни)


Изъ вѣчнаго царства любви и мира, правды и святыни, изъ царства вѣчнаго свѣта и блаженства, отъ вѣчнаго престола Славы — отъ Бога былъ посланъ нѣкогда на землю — въ Галилейскій, малый и уничиженный городъ Назаретъ, — въ домъ древодѣла старца Іосифа, къ пречистой Дѣвѣ Маріи — Архангелъ Гавріилъ съ всерадостнымъ благовѣстіемъ о безсѣменномъ воплощеніи отъ Нея Бога Слова, собезначальнаго Отцу и Духу Святому: радуйся благодатная, возгласилъ онъ Дѣвѣ, Господь съ Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, говоритъ евангелистъ Лука, увидѣвши его, смутилась отъ словъ его, и размышляла, чтó бы это было за привѣтствіе. И сказалъ Ей ангелъ: не бойся, Марія, ибо Ты обрѣла благодать у Бога; и вотъ зачнешь во чревѣ и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Іисусъ. Онъ будетъ великъ, и наречется Сыномъ Всевышняго; и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида Отца Его; и будетъ царствовать надъ домомъ Іакова во вѣки, и царству Его не будетъ конца. Марія же сказала: какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю? Ангелъ сказалъ Ей въ отвѣтъ: Духъ Святый найдетъ на Тебя и сила Всевышняго осѣнитъ Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыномъ Божіимъ. Вотъ, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына въ старости своей, и ей уже шестой мѣсяцъ: ибо у Бога не останется безсильнымъ никакое слово. Тогда Марія сказала: се, раба Господня; да будетъ Мнѣ но слову твоему. И отошелъ отъ Нея ангелъ (Лук. 1, 28-38).

Вотъ чудныя, всерадостныя слова благовѣщенія, которыя были причиною безконечно великихъ и спасительныхъ событій, въ обитаемой нами подсолнечной — именно: воплощенія и вочеловѣченія Сына Божія, Его креста и воскресенія, и всѣхъ великихъ дѣлъ, совершенныхъ Имъ для нашего спасенія. Слава снисхожденію Божію къ падшему роду человѣческому. Его безмѣрной правдѣ и милости и Его премудрости! Слава безмѣрному истощанію Богочеловѣка: ибо, будучи образомъ Божіимъ, Онъ не почиталъ хищеніемъ быть равнымъ Богу; но уничижилъ Себя Самого, принявъ образъ раба, сдѣлавшись подобнымъ намъ  — человѣкомъ, и по виду ставъ какъ человѣкъ; смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти, и смерти крестной, подавъ всѣмъ намъ образецъ смиренія и терпѣнія. Сіе да мудрствуется въ насъ, еже и во Христѣ Іисусѣ (Флп. 2, 6-8).

Вотъ какое всеспасительное благовѣстіе сегодня воспоминаетъ и торжествуетъ вселенская Церковь, а вмѣстѣ и наша всероссійская Это благовѣстіе принесло съ неба всѣмъ земнороднымъ благую вѣсть о примиреніи грѣшныхъ человѣковъ — чрезъ вѣру — съ Богомъ, о возвращеніи имъ неба и рая, утраченныхъ чрезъ грѣхъ: ибо отселѣ будетъ небо отверсто (Іоан. 1, 5) для земнородныхъ, и адъ будетъ побѣжденъ крестомъ и смертію воплотившагося Сына Божія; и увѣровавшія души человѣческія будутъ выведены изъ него и введены въ рай, подобно увѣровавшему разбойнику, всѣ же будущіе подвижники за вѣру и благочестіе сподобятся чрезъ Него блаженнаго безсмертія и свѣтлыхъ селеній рая.

И вотъ, тогда какъ нынѣ на землѣ — тамъ на Дальнемъ Востокѣ — продолжается кровопролитнѣйшая война, начатая не нами, и земля и воздухъ стонутъ и сотрясаются отъ несчетнаго множества огнедышущихъ жерлъ, превращая всю мѣстность браннаго поля, какъ бы въ адъ огнедышущій, — тогда какъ внутри отечества смущаютъ мирныхъ гражданъ повсюдныя смятенія и убійства, — Церковь Божія, это царство Божіе на землѣ, царство правды и мира, возвѣщаетъ людямъ о иномъ мірѣ, о иномъ царствѣ (царствію Его не будетъ конца), о иномъ нашемъ отечествѣ премирномъ, непоколебимомъ, вѣчномъ, гдѣ во вѣки безконечные не нарушится тишина, покой и безопасность наслѣдниковъ его; гдѣ вѣчно будетъ правда, радость, совершенное довольство и блаженство, — а земныя войны, бывшія на землѣ, никому и на умъ не придутъ; ибо древнее и тлѣнное все пройдетъ вмѣстѣ съ грѣхомъ, все растлившимъ и осквернившимъ, — а будетъ все новое, по писанному: новаго неба и новой земли чаемъ, въ коихъ живетъ правда (2 Кор. 5, 17; 2 Петр. 3, 13).

Будемъ же подвизаться, пока есть время, достигать этого непоколебимаго царства Христова, этого небеснаго очечества, для котораго мы были сотворены въ началѣ, которое потеряли чрезъ грѣхъ, и которое снова намъ пріобрѣтено воплотившимся Сыномъ Божіимъ.

Только Церковь Божія на землѣ обладаетъ всегдашнимъ миромъ и будетъ обладать имъ до скончанія вѣка, а міръ прелюбодѣйный и грѣшный, отступившій отъ Бога и Его праведныхъ законовъ — мятется и будетъ до конца своего смущаться отъ своихъ заблужденій, отъ своихъ всезаразительныхъ и пагубныхъ страстей, отъ безчеловѣчныхъ браней и внутреннихъ крамолъ, отъ своего безумія.

Въ этомъ безуміи онъ возстаетъ на безконечный и совершенный разумъ Божій, и во всѣхъ своихъ умствованіяхъ и дѣйствіяхъ дерзновенно противится ему, мечтая, что онъ самъ собою, этотъ несмысленный разумъ человѣческій — устроитъ благо человѣчества наилучшимъ образомъ и достигнетъ совершенства. А достигаетъ ли и достигнетъ ли когда? Никогда. Дерево познается по плодамъ. Смотрите же на эти плоды нынѣшней цивилизаціи, кому они пріятны и полезны?

Отъ чего нынѣ Россія въ смятеніи? Отъ чего у насъ безначаліе? Отъ чего учащееся юношество потеряло страхъ Божій и бросило свои прямыя обязанности и занятія, отъ чего гордые интеллигенты стремятся въ опекуны и правители народа, не понимая этого народа и его дѣйствительныхъ нуждъ, — и не любя его; отъ чего всякая власть въ Россіи ослабѣла? Отъ чего нравы всѣхъ развратились, и почти не стало ни семьи, ни школы, ни чиновъ, искренно преданныхъ церкви и отечеству? Отъ того, что у всѣхъ ихъ оскудѣла вѣра въ Бога, въ Его праведные, вѣчные глаголы; отъ того, что они отпали отъ церкви Божіей, единственной руководительницы къ святой христіанской жизни, единой, которая ходитъ во свѣтѣ Божіемъ и всѣхъ руководитъ къ свѣту, къ правдѣ, къ Богу, къ вѣчности, къ твердой и неразрушимой жизни, которая одна охраняетъ твердо законныя права и Царя и подданныхъ и всѣхъ и каждаго, и всѣмъ предписываетъ строго исполнять свои обязанности. Потеря вѣры въ Бога, въ Евангеліе, въ церковь, отверженіе ея руководства — причина всякихъ безобразій въ Россіи. Возвратимся туда, откуда удалились — къ Богу, къ церкви, къ Евангелію, къ его святымъ завѣтамъ, и Богъ обратится къ намъ и поможетъ намъ во всемъ, и защититъ насъ отъ враговъ нашихъ и направитъ ноги наши, жизнь нашу, на путь миренъ (Лук. 1, 79), и войну прекратитъ и всѣмъ укажетъ свое мѣсто. Аминь.


Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1905 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1906. — С 27-31. 




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com