31 ЯНВАРЯ/
13 ФЕВРАЛЯ 1883 ГОДА,
РОВНО 128 ЛѢТЪ
НАЗАДЪ, СКОНЧАЛСЯ
ВЕЛИКІЙ НѢМЕЦКІЙ
КОМПОЗИТОРЪ
РИХАРДЪ ВАГНЕРЪ.
Рихардъ
Вагнеръ былъ
великимъ музыкантомъ
и своеобразнымъ
мыслителемъ.
Немузыкальное
наслѣдіе Рихарда
Вагнера составляютъ
шестнадцать
томовъ литературныхъ
и публицистическихъ
сочиненій, и
сверхъ того
– семнадцать
томовъ писемъ.
Но не мистическій
символизмъ
Вагнера, не его
философія
интересны для
насъ, русскихъ
фашистовъ.
Гораздо большій
интересъ вызываютъ
соціально-политическія
воззрѣнія этого
великаго композитора,
и, въ особенности,
по еврейскому
вопросу.
Творчество
Р. Вагнера и
его міровоззрѣніе
произвели
глубокое впечатлѣніе
на лидера нацистовъ
Адольфа Гитлера.
Многое изъ
литературнаго
и философскаго
наслѣдія композитора
находило откликъ
въ представленіяхъ
Гитлера о великомъ
предназначеніи
нѣмецкой націи.
По мнѣнію
Вагнера, нѣмцы
предназначены
для великой
миссіи, о которой
другіе народы
не имѣютъ
представленія.
Миссія Германіи
состоитъ въ
томъ, чтобы
избавить міръ
отъ матеріалистической
цивилизаціи
французовъ.
Это не строго
"національная
миссія", а скорѣе
вселенская:
весь міръ, а не
только одна
Германія, долженъ
быть избавленъ
отъ подобнаго
матеріалистическаго
вліянія. Эта
цѣль должна
быть достигнута
съ помощью
національныхъ
средствъ... Лучи
германской
свободы и германской
доброты принесутъ
свѣтъ и тепло
и французамъ,
и казакамъ, и
бушменамъ, и
китайцамъ.
Расовыя
представленія
Вагнера были
заимствованы
изъ двухъ
негерманскихъ
источниковъ:
трудовъ французскаго
соціолога и
писателя Жозефа
Артура де Гобино
и англичанина
Хьюстона Стюарта
Чемберлена.
Вагнеръ восхищался
утвержденіемъ
Гобино, что
германцы, вѣроятно,
были лучшей
націей среди
всѣхъ арійцевъ.
Также его привлекала
позиція Чемберлена,
заявлявшаго,
что единственное
средство разрушить
еврейское
вліяніе заложено
въ тевтонской
культурѣ, что
нѣмцы являются
наиболѣе
цивилизованнымъ
народомъ на
землѣ и что они
имѣютъ безспорное
право быть
хозяевами міра.
Для
Гитлера и нацистскихъ
идеологовъ
Вагнеръ являлся
истиннымъ
героемъ. Его
музыкальное
и литературное
творчество
представлялось
имъ наиболѣе
выразительнымъ
проявленіемъ
великогерманского
національнаго
духа.
Огромное
вліяніе на
идеологію
націоналъ-соціализма
произвели
слѣдующіе
взгляды Рихарда
Вагнера.
1. Въ
государствѣ
общество обязано
жертвовать
частью собственнаго
эгоизма ради
благополучія
большинства.
Непосредственной
цѣлью государства
является
стабильность,
достиженіе
спокойствія.
2. Народъ
составляютъ
тѣ, кто думаетъ
инстинктивно.
Народъ ведетъ
себя безсознательно
и на этомъ основаніи
- природно-инстинктивно.
3. Нація
должна найти
героя будущаго,
который возстанетъ
противъ разрушенія
собственной
расы.
4. Еврей
- это гибкій
демонъ упадка
человѣчества.
5. Демократія
- это вообще не
нѣмецкое, а
заимствованное
понятіе.
Франко-iудейско-нѣмецкая
демократія
– омерзительное
явленіе.
Въ 1850
году Рихардъ
Вагнеръ написалъ
сенсаціонную
статью «Еврейство
въ музыкѣ», въ
которой подчеркивалъ:
«Я считаю еврейскую
расу прирожденнымъ
врагомъ человѣчества…
Для еврея сдѣлаться
вмѣстѣ съ нами
человѣкомъ
– значитъ, прежде
всего, перестать
быть евреемъ…»
А въ
1881 году, находясь
на вершинѣ
славы, Вагнеръ
пишетъ молодому
королю Баваріи
Людвигу II, своему
искреннему
почитателю
и финансисту:
«Я считаю еврейскую
расу прирожденнымъ
врагомъ человѣчества
и всего благороднаго
на землѣ; нѣтъ
сомнѣнія, что
нѣмцы погибнутъ
именно изъ-за
нея, и, можетъ
быть, я являюсь
послѣднимъ
нѣмцемъ, сумѣвшимъ
выступить
противъ іудаизма,
который уже
всё держитъ
подъ своимъ
контролемъ…»
Онъ
даже представилъ
парламенту
Баваріи планъ
уничтоженія
евреевъ - “окончательнаго
рѣшенія еврейскаго
вопроса”.
Черезъ
два года Рихардъ
Вагнеръ умеръ
въ Венеціи отъ
сердечнаго
приступа.