NSDAP
И
РУССКАЯ
КОНТРЪ-РЕВОЛЮЦIЯ:
РУССКІЙ
НѢМЕЦЪ
МАКСЪ
ЭРВИНЪ
ФОНЪ
ШЕЙБНЕРЪ-РИХТЕРЪ.
Въ
исторіи
Націоналъ-Соціалистической
Нѣмецкой Рабочей
Партіи (National-sozialistische Deutsche Arbeiterpartei, NSDAP)
дѣятели
русской бѣлой
эмиграціи
занимаютъ
крайне важное
значеніе. Это
именно они
познакомили
нацистовъ съ
"Протоколами
сіонскихъ
мудрецовъ"
и ужасающими
подробностями
революціи въ
Россіи. Именно
русскіе офицеры
составляли
большой процентъ
первыхъ штурмовыхъ
отрядовъ молодой
нацистской
партіи и рѣшающимъ
образомъ вліяли
на формированіе
націоналъ-соціалистической
идеологіи
относительно
большевизма
и "еврейскаго
вопроса".
Среди
извѣстныхъ
русскихъ эмигрантовъ,
поддерживавшихъ
"коричневое"
движеніе Адольфа
Гитлера, были
россійскій
сенаторъ А.
Роговичъ,
одинъ изъ лидеровъ
черносотеннаго
движенія въ
Россіи Н.
Марковъ,
товарищъ
Оберъ-прокурора
Священнаго
Сѵнода Православной
Россійской
Церкви князь
Н. Жеваховъ,
генералъ В.
Бискупский,
Великій Князь
Кириллъ Владиміровичъ,
В.
Немировичъ-Данченко,
генералъ П.
Красновъ, генералъ
А. Шкуро, Н.
Брешко-Брешковский,
П. Шабельский-Боркъ
(сынъ извѣстной
писательницы
княгини Е.А.
Шабельской),
философъ Д.
Мережковский,
поэтесса З.
Гиппиусъ,
а также многіе
іерархи Русской
Православной
Церкви за границей.
"Русскіе
оказали, несомнѣнно,
крупную услугу
нѣмцамъ въ дѣлѣ
пробужденія
ихъ національнаго
самосознанія,
и неудивительно,
что на этой
почвѣ между
ними возникло
тѣсное единеніе
и дружная совмѣстная
работа,
— писалъ
князь Жеваховъ,
непосредственный
и активный
участникъ
событій. —
Заслуга
же нѣмцевъ
заключалась
въ томъ, что
они отнеслись
къ русскимъ
не какъ къ бѣженцамъ,
требующимъ
матеріальной
помощи, а какъ
къ подлиннымъ
культуртрегерамъ,
и воспринимали
ихъ разсказы
о звѣрствахъ
большевизма
и завоеваніяхъ
еврейства въ
Россіи, какъ
угрозу ихъ
собственному
бытію, какъ
великую міровую
опасность,
грозившую всему
христіанству,
цивилизаціи
и культурѣ".
Нацисты
дѣйствительно
сочувствовали
русскимъ, видя
въ нихъ заложниковъ
мірового еврейства.
Напримѣръ,
извѣстно, что
Геббельсъ
восторгался
Достоевскимъ
и русскими (см.
его
автобіографическую
работу "Михаэль").
А въ текстѣ
одного изъ
плакатовъ,
приглашавшихъ
на массовый
митингъ партіи,
говорилось:
"Мы,
германскіе
націоналъ-соціалисты,
требуемъ, чтобы
русскому народу
была оказана
помощь, но не
путемъ поддержки
его нынѣшняго
правительства,
а путемъ устраненія
его нынѣшнихъ
губителей. Кто
сегодня жертвуетъ
для Россіи,
даетъ не для
русскаго рабочаго,
а для его грабителя
- еврейскаго
комиссара".
13
августа 1920 года
Гитлеръ заявилъ,
что во время
октябрьской
революціи 1917
года погибли
300 тысячъ русскихъ,
но ни одного
еврея, и большевицкая
верхушка на
90% состояла изъ
евреевъ. А 28 іюля
1922 года вождь
нацистовъ
сказалъ, что
въ Россіи 30
милліоновъ
человѣкъ замучены
до смерти, казнены
въ застѣнкахъ
или умерли отъ
голода. Эти
жертвы не послѣднія:
если начнется
большевизація
Германіи, то
гибель нѣмецкой
культуры и
государства
неизбѣжны;
лучшее доказательство
этому - судьба
Россіи.
Трактовка
трагическихъ
событій Гитлеромъ,
произошедшихъ
въ Россіи,
объясняется
фактомъ довольно
широкаго присутствія
въ рядахъ первыхъ
націоналъ-соціалистовъ
русскихъ эмигрантовъ.
Многіе изъ нихъ
происходили
изъ среды
аристократовъ,
армейскихъ
офицеровъ,
политическихъ
дѣятелей, многіе
воевали въ
составѣ Бѣлыхъ
армій или подъ
знаменами
Добровольческаго
корпуса фонъ
деръ Гольца
въ Прибалтикѣ.
Существенную
роль въ формированіи
идеологіи НСДАП
въ 1919-1923
годахъ
играли прибалтійскіе
нѣмцы. Они, одинаково
хорошо владѣвшіе
русскимъ и
нѣмецкимъ
языками, образовали
очень прочное
звено между
правымъ флангомъ
русской діаспоры
и нацистами.
Среди нихъ было
немало людей,
сохранившихъ
преданность
Дому Романовыхъ.
Подъ вліяніемъ
русскихъ эмигрантовъ
въ нацистской
партіи въ моду
вошли выраженія
"еврейскій
большевизмъ"
и "совѣтская
Іудея", ставшія
воплощеніемъ
нациналъ-соціалистическаго
образа врага,
погубившаго
въ 1917 году Россію,
угрожавшаго
въ ноябрѣ 1918 году
Германіи и
теперь стремившагося
къ господству
надъ всѣмъ
міромъ.
Тѣсное
знакомство
выходцевъ изъ
Россіи съ НСДАП
произошло,
въ первую очередь,
благодаря
русскому офицеру,
православному
монархисту,
Максу
Эрвину фонъ
Шейбнеръ-Рихтеру.
Россійскій
гражданинъ,
выпускникъ
Рижскаго
университета,
благочестивый
христіанинъ
и убѣжденный
монархистъ,
онъ на собственномъ
опытѣ извѣдалъ
всѣ прелести
революціи и
государственнаго
распада Россійской
Имперіи. Въ
своей родной
Курляндии онъ
дважды сражался
со смутой — въ
1905 году въ составѣ
русской арміи,
а въ 1918-1919
годахъ
подъ знаменами
германскаго
рейхсвера. Въ
1920 году судьба
привела его
въ Мюнхенъ,
переполненный,
какъ и вся Германія,
русскими
бѣженцами.
Въ
концѣ этого
же года Шейбнеръ-Рихтеръ
организовалъ
русско-германское
общество
"Возрожденіе"
("Aufbau") и пытался
соединить
правое крыло
русской эмиграціи.
Ихъ печатнымъ
органомъ и
провозвѣстникомъ
сталъ журналъ
съ одноименнымъ
названіемъ,
имѣвшій своей
цѣлью "доказать
необходимость
того, что въ
будущемъ національная
Германія и
національная
Россія должны
идти по одному
пути".
Въ спискахъ
общества тогда
значились такія
знаменитыя
фигуры русской
бѣлой эмиграціи,
какъ П.О.
Гусаковъ,
герцогъ Г.Н.
Лихтенбергский
и баронъ Кеппенъ.
Нѣсколько
членовъ "Aufbau"
потомъ
служили Третьему
Рейху: Альфредъ
Розенбергъ,
Арно Шикеданцъ,
генералъ-майоръ
Василій Бискупский,
Петръ Шабельский-Боркъ,
полковникъ
Иванъ Полтавецъ-Остраница.
Своимъ
главнымъ дѣломъ
Шойбнеръ-Рихтеръ
считалъ созданіе
прочнаго союза
русскихъ монархистовъ
съ нѣмецкими
націоналистами
для борьбы съ
международной
заразой интернаціональнаго
большевизма,
реставраціи
германской
монархіи и
возстановленія
дома Романовыхъ
на Россійскомъ
престолѣ. Когда
онъ
впервые встрѣтился
съ Гитлеромъ,
ему даже приходилось
скрываться,
ибо берлинскія
власти разыскивали
его за участіе
въ "капповскомъ
путчѣ" — неудавшемся
монархическомъ
заговорѣ,
организованномъ
группой "національнаго
объединенія"
въ мартѣ 1920 года.
То, какъ
все это выглядѣло
тогда со стороны,
ясно описалъ
Жеваховъ: "Я
неожиданно
оказался въ
самомъ центрѣ
бурнаго, здороваго
національнаго
движенія, смягчившаго
у меня горечь
сознанія той
печальной роли,
какую сыграла
Германія въ
отношеніи
Россіи въ роковую
для обѣихъ
странъ войну.
Общеніе же съ
выдающимися
представителями
этого движенія:
графомъ Эрнестомъ
Ровентловымъ,
Людвигомъ
Мюллеръ фонъ
Гаузеномъ,
Шойбнеръ-Рихтеромъ,
Арно Шикеданцомъ
и многими другими,
видѣвшими въ
своемъ дѣлѣ
не только нѣмецкое
національное
дѣло, а святое
дѣло защиты
христіанства
отъ угрожающей
ему опасности,
еще больше
расположило
меня къ этому
движенію, заставило
меня съ чувствомъ
глубочайшаго
уваженія преклониться
передъ этими
самоотверженными
идейными работниками,
смѣло и безбоязненно
выступавшими
въ защиту попираемаго
достоянія
Христова, и
притомъ въ
одинъ изъ самыхъ
тяжкихъ моментовъ
жизни ихъ родины".
Весной
1921 года подъ эгидой
организаціи
"Возрожденіе"
фонъ Шейбнеръ-Рихтеръ
организовалъ
въ Бадъ-Рейхенхалле
съѣздъ русскихъ
монархистовъ.
Со всей Европы
въ это баварское
курортное
мѣстечко съѣхались
делегаты, принявшіе
резолюцію, что
борьбу противъ
коммунистовъ,
евреевъ и масоновъ
надо вести подъ
нѣмецкимъ
покровительствомъ.
Фонъ Шейбнеръ-Рихтеръ
былъ незаурядной
личностью,
зналъ нѣсколько
языковъ, имѣлъ
многочисленныя
связи среди
промышленниковъ,
и даже въ королевскомъ
Домѣ Виттельсбаховъ.
Въ
кругъ его друзей
входили стальной
магнатъ Фрицъ
Тиссенъ и генералъ
Эрихъ Людендорфъ.
Вліяніе Шейбнеръ-Рихтера
непрерывно
росло. Встрѣтившись
съ Гитлеромъ,
онъ вступилъ
въ НСДАП
и вскорѣ
сталъ главнымъ
идеологомъ
нацистской
партіи, что
дало Жевахову
потомъ поводъ
утверждать,
что "Шейбнеръ-Рихтеръ
явился въ буквальномъ
смыслѣ основоположникомъ
того идейнаго
движенія, какое
вынесло на
поверхность
жизни германскаго
народа Гитлера,
и должно было
въ своемъ дальнѣйшемъ
развитіи связать
Россію и Германію
узами неразрывной
и вѣчной дружбы,
воскресивъ
завѣты тройственнаго
Священнаго
Союза".
Однако,
этимъ предположеніямъ
не суждено было
сбыться: во
время мюнхенскаго
"пивного" путча
9 ноября 1923 года
Шойбнеръ-Рихтеръ
погибъ. Онъ
былъ убитъ
шальной пулей
въ тотъ моментъ,
когда рука объ
руку съ Гитлеромъ
шагалъ по
Резиденцштрассе.
Впрочемъ, это
только одна
изъ версій, ибо
точныхъ данныхъ
объ обстоятельствахъ
его смерти
нѣтъ, а Жеваховъ
называетъ ихъ
"невыясненными",
туманно намекая
на возможность
"заказного"
убійства. Такъ
или иначе, Максъ
Эрвинъ фонъ
Шейбнеръ-Рихтеръ
былъ единственнымъ
изъ сподвижниковъ
Гитлера, погибшихъ
въ день путча,
кого тотъ считалъ
незамѣнимымъ.
Гитлеръ говорилъ
о Шейбнеръ-Рихтере:
"Всѣхъ
можно замѣнить,
но только не
его!.."
Вскорѣ
послѣ смерти
Шейбнеръ-Рихтера
на мѣсто главнаго
идеолога и
философа нацизма
выдвинулся
другой прибалтійскій
нѣмецъ, православный
христiанинъ,
бывшій гражданинъ
Россійской
Имперіи Альфредъ
Розенбергъ
(въ святомъ
крещенiи
Александръ)
пламенный
ревнитель
расовой теоріи
и восторженный
пѣвецъ превосходства
"германской
крови". Розенбергъ
былъ подопечнымъ
Шейбнеръ-Рихтера,
и ему были хорошо
извѣстны настроенія
русской эмиграціи.
Въ его статьяхъ
1920-х гг. можно
найти много
вѣрныхъ, глубокихъ
сужденій относительно
Россіи и русскаго
народа. Такъ,
въ публикаціи
"Совѣтская
Іудея" въ іюлѣ
1924 года Розенбергъ
подчеркивалъ:
"Большевизмъ
не былъ и не
является борьбой
за соціальную
идею. Это политическая
борьба евреевъ
всѣхъ странъ
противъ національной
интеллигенціи
всѣхъ народовъ,
чтобы съ помощью
натравленныхъ
противъ нея
низшихъ слоевъ
народа уничтожить
ея и на ее мѣсто
поставить
евреевъ или
зависимыя отъ
нихъ созданія".
А въ своей книгѣ
"Миѳъ XX вѣка"
онъ писалъ, что
"Россія
- это страна,
сохранившая
въ своей груди
истинный образъ
Христа" (!).
Такъ
могъ мыслить
только православный
христіанинъ,
коимъ и былъ
Александръ
Розенбергъ.
Но онъ
былъ прежде
всего нѣмцемъ,
а не русскимъ.
Однако,
такъ или иначе,
истинный поборникъ
Русскихъ интересовъ,
русскій фашистъ,
православный
монархистъ
Максъ Эрвинъ
фонъ Шейбнеръ-Рихтеръ
погибъ въ самомъ
началѣ побѣдоноснаго
шествія НСДАП,
и съ
его смертью,
возможно, потерялась
нить, крѣпко
связывающая
русскихъ фашистовъ
зарубежья и
нѣмецкихъ
націоналъ-соціалистовъ,
и прежде всего
– самого
Адольфа Гитлера.
Составитель
- ОРФ № 035.