НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия 1945г.

Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но в сумраке их нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды – Христа. Она ведёт нас, как некогда волхвов, к Нему, нашему Спасителю и Утешителю, Которого не перестанет искать наша душа.

В праздник Его рождества мы живее чувствуем Его близость к нам, ради которых Он сошёл с неба и принял человеческую плоть. Нам невольно рисуется тогда наше невинное детство, когда мы с духовным восторгом воочию созерцали чудную евангельскую картину: вертеп, озаренный небесным светом, сияющего божественною славою Младенца, лежащего в яслях, Пречистую Матерь-Деву, склонившуюся над Ним в кротком умилении, старца Иосифа, приникшего к великой Вифлеемской тайне, и задумчивых волов, своим дыханием согревающих Младенца-Христа и как бы боящихся нарушить чем-либо общую благоговейную тишину в ту таинственную ночь, когда небо соединилось с землёю и когда как-бы остановилось самое течение времени. От избытка сердца невольно отверзались уста и мы радостно славословили вместе с ангелами и пастырями Родившегося Христа, «Отроча младо Превечного Бога».

Да будет благословен для нас и ныне этот торжественный праздник, неистощимым в своей благодати, всегда вещающий нам о том, что со Христом родилась для нас новая жизнь, чуждая греха, исполненная мира, любви, взаимного благоволения между людьми и нетленного блаженства.

Христос рождается! – дорогие братие и сестры. Этими словами церковной песни мы приветствуем всех вас от имени Церкви. Где бы вы ни находились ныне – в тяжёлой доле на родной земле, в ратном подвиге на поле брани или в мирных, но часто тяжких трудах здесь за рубежом, Христос ныне везде с вами, Он благословляет и обнимает своею любовью всех вас. Обнищав нас ради, Он всех обогатил своею нищетою. По любви и снисхождению к нам Он родился не в пышных царских чертогах, а в убогом Вифлеемском вертепе, чтобы быть доступным для всех – для богатых и бедных, для мудрецов и простецов.

Кто первые получили с неба весть о рождении Его и первые сподобились поклониться Ему? Простые смиренные пастыри. Но Он не отверг и усердия знатных и мудрых волхвов, пришедших к Нему с Востока и принесших Ему царственные дары от своего благоговейного сердца.

Мы все одинаково ничтожны пред величием Его и нам всем не тесно под Его покровом в лучах Его благодати, согревающей, возвышающей и утешающей сердца верующих.

Как несчастны те, кого не трогает Божественная красота Его образа, перед коим с благоговением склонялись даже лучшие из язычников; те кто не слышит Его кроткого гласа, всегда призывающего нас к себе, и особенно те, кои дерзают бороться против Него или даже ищут убить Его, подобно Ироду.

Современный мир не сгорал бы в огне адской злобы, ненависти и мести, если бы не забыл ангельской песни, прозвучавшей над Вифлеемским вертепом, и не перестал воздавать славы в вышних Богу, без Которого сам человек утрачивает свое высокое достоинство. Отойдя от Христа, он не только потерял источник внутреннего мира и подлинного счастия, но и незыблемую твердыню, на которой, как на краеугольном камне, опиралась вся его многовековая жизнь.

Безверие убивает всё, что есть высокого, светлого и божественного на земле. Страшная бездна пустоты разверзлась пред безрелигиозным человечеством и мы уже слышим крики ужаса и отчаяния, вылетающие из груди тех, кого она угрожает поглотить.

Таков непреложный закон истории. Где угасает свет Евангелия, там начинается область безпросветной мучительной тьмы. Откуда удаляется Христос, Который есть, «путь, истина и жизнь», там водворяется отец лжи – сатана, обльщающий людей своими пагубными соблазнами, влекущими за собою страдания и духовную смерть. Безблагодатная культура делает человека жалким рабом материи и приводит его к духовному одичанию и самоубийству.

Ужасы настоящей войны, в пламене которой продолжают сгорать древние храмы и другие святыни христианского мира, библиотеки и памятники искусства – плод творческого вдохновения веков, невознаградимый впоследствии – и где гибнут миллионы юных жизней, составляющих лучший цвет и надежду каждой нации, связанные с этим страдания мирного населения, обречённого на голод, холод и другие лишения, принуждённого часто проводить значительную часть своего времени в мрачных подземельях вместе с пресмыкающимися, слёзы невинных младенцев, являющихся искупительною жертвою за грехи своих отцов, - всё это говорит о том, на каком опасном пути стоит нынешнее человечество после того, как оно « угасило в себе дух» и поработилось грубым материальным интересам.

Но если нужно иметь непререкаемое доказательство полной несостоятельности чисто материалистического безрелигиозного и бездуховного построения жизни, то его даёт нам большевизм с его коммунистическим опытом, произведённым на Русской земле. Сколько людей, угнетённых бедностью, непосильным трудом и общественной неправдой, устремилось к обетованиям марксизма, через которые большевики хотели облагодетельствовать Русский народ и всё человечество, насадив на земле царство общего равенства и довольства.

Что же они на самом деле дали русским людям за 27 лет своего неограниченного владычества на Русской земле?

Надо быть слепым, чтобы не видеть, как далеки оказались их обещания от действительности, хотя, к сожалению, есть ещё не мало легковерных или внутренне недобросовестных лиц, которые «хотят быть обманутыми» лживою советской пропагандой, представляющей подсоветский быт в радужных красках. Вместо обещанной свободы большевики принесли народу насилие и рабство и посягнули даже на религиозную совесть его, воздвигнув лютые гонения на его веру; вместо благословенного и радостного труда – проклятие принудительной крепостной работы на государство; вместо справедливости – неправду и сознательный обман; вместо мира – ожесточённую классовую борьбу, пока, наконец, не ввергли его в нынешнюю кровавую и изнурительную войну, в огненное жерло которой они безжалостно бросают даже женщин и детей; вместо счастья и радости – жизнь, полную лишений, мучений и слёз.

Как далеко всё это от той подлинно райской, блаженной жизни, которая расцвела в Иерусалимской общине первых дней христианства, когда у верующих была одна душа и одно сердце, когда они были подлинно братьями и сестрами друг другу и имели всё общее, не желая ничего из имущества называть своим и когда не было между ними нуждающихся. Они веселились как невинные дети в саду Божием и вся их жизнь, исполненная чудной гармонии, была как бы непрестанно звучащей ангельской песнью: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». То, за что так страстно и напряженно борются ныне народы, за что льются потоки человеческой крови, то там достигалось без труда и борьбы, одним свободным движением любви и дыханием благодати, низведенным на землю родившимся нас ради Спасителем мира.

Советская власть обыкновенно любит превозноситься достижениями своей технической культуры, на которой она сосредоточила своё главное внимание в своём хозяйственном строительстве. Но если она и достигла некоторого успеха в этой области, то она обязана им не чему иному, как творческому гению и великому терпению Русского народа, который за все эти годы должен был поднять подлинно египетский труд, стоивший жизни миллионов лучших людей, умерших вследствие естественного истощения их сил и всякого рода пыток и истязаний, на которые были обречены все, отправленные на принудительные работы. Один Беломорский канал мог бы быть заполнен трупами тех, кто вблизи него нашёл свою безвременнуб могилу. Страдания русских людей под большевицкой тиранией поистине не поддаются описанию и будущий историк не раз с ужасом остановится на летописях этой роковой эпохи, написанных не столько чернилами, сколько русскими слезами и кровью. И эти слёзы и кровь льются обильно до сих пор, вследствие безчувствия власти, будто провозглашённые большевиками в последнее время национальные идеи и патриотические лозунги могут в корне изменить их идеологию и дать новое направление их политике. Старое лицемерие и коварство советской власти особенно явственно обнаружилось в их новых отношениях к Русской Церкви.

Предоставив последней некоторую видимость свободы в организации своего управления и совершения церковных служб, Советы через посредство своей якобы доброжелательной опеки над Церковью сумели проникнуть в самое внутреннее святилище Её, чтобы внести туда дух разложения.

Лучшим средством для этого оказался подбор слабого духом услужливого духовенства, которое они пытаются и часто уже успели обратить в своё послушное орудие для поддержки и оправдания своей безбожной и безнравственной по существу внешней и внутренней политики. Вследствии этого Церковь покровительствуемая правительством стала менее независимой и менее авторитетной в глазах народа, чем когда она была гонимой от безбожников.

Если советская власть и оказалась способной преуспевать в чём-либо, то только в вызывающей дерзости даже в отношении своих союзников и в безчеловечной жестокости, какую они не стесняются ныне проявлять даже пред лицом якобы «освобождённых» ею народов. Если прежде большевики наказывали людей бичами, то теперь они терзают их скорпионами. В прежнее время они заключали своих врагов, в изолированных, недоступных постороннему глазу тюрьмах или концлагерях, теперь они сажают их в звериные клетки, как это недавно было в Сербии. Прежде они старались скрыть свои расстрелы, производя их в подвалах или в лесах под кровом ночи, ныне они открыто среди белого дня вешают неугодных им лицтна улицах и площадях занятых ими больших городов и часто при том – за ноги вниз головой ( как говорят некоторые очевидцы), чтобы доставить своим жертвам больше мучений и посмеяться над ними даже после их страдальческой кончины, объявляя при этом изменниками всех, кто так или иначе соприкасался с их боевыми противниками. Всякие другие глумления и насилия над населением занятых ими стран говорят о крайнем озверении и безстыдстве советских палачей, не знающих удержа своим грубым животным инстинктам.

Большевизм по самой природе своей есть неисцелимая болезнь. Он не хочет и даже не может отказаться от своей злой, отравленной ядом лжи, сущности, ибо для него это значило бы отречься от самого себя; поэтому против него нет другого средства, как решительная борьба с ним вплоть до полного уничтожения его; иначе он, как опустошительный смерч, пронесётся по лицу всей Европы, сея всюду хаос, анархию; голод и междоусобную войну.

Главную тяжесть этой борьбы и принял на себя германский народ и его доблестная армия, подвизающаяся против большевизма на поле брани. Ныне против того же большевицкого зла восстала новая грозная сила в виде Русской Освободительной армии; она неразрывно связана с национальным Освободительным Движением, возникшим в недавнее время по мудрому почину своего мужественного и дальновидного вождя, навсегда давшему ему отныне своё имя, и его ближайших сотрудников. Когда он одушевлённый пламенной любовью к страждущему Отечеству, высоко поднял своё боевое знамя, к нему устремились тысячи людей, возгоревшихся тем же священным героическим желанием освободить Родину от тиранической власти, в уверенности, что для этого уже пробил час, указанный свыше. Мы видим, как это патриотическое начинание растёт и крепнет каждый день, сплотивши вокруг себя представителей разных народностей, входящих в состав Великой России.

История как бы повторяется на наших глазах. 300 лет тому назад наши предки, видя разорение своей земли не только от внешних, но и особенно от внутренних врагов, сеявших повсюду раздор и смуту, по благословению Церкви стали «советовать друг с другом» о спасении Отечества и, собравши грозное ополчение под водительством Минина и Пожарского, совершили своё великое историческое дело, за которое не перестаёт прославлять их имена потомство.

Многомиллионный Русский народ, имеющий тысячелетнюю историю, не изжил своей творческой силы, и для нас нет большего утешения, как видеть ныне снова собирание всех здоровых национальных сил под водительством одного вождя для открытия крестового похода против поработителей Отечества, надругавшихся над нашей верой, опустошивших нашу богатую землю и ещё более русскую душу и замучивших миллионы невинных русских людей.

От нас, от крепости нашей веры и духовной стойкости и ещё более от степени нашего единомыслия и единодушия зависит дальнейший успех начатого ныне высокого патриотического подвига.

Никогда духовные шатания и внутренние раздоры не были столь опасны, как в настоящий момент, когда судьбы России колеблются на острие меча. Горе тем, кто, не разумея исторического значения совершающихся на наших глазах событий, будет работать не на созидание, а на разрушение нашего национального единства, без которого невозможно спасение Родины. Они дадут тяжкий ответ пред нею и прежде всего пред Богом.

Некогда пророк Божий видел поле, усеянное мёртвыми сухими костями. Он изрёк на них слово Господне и тогда, говорит он, «произошёл шум и вот движение и стали сближаться кость с костью своею». Кости облеклись, затем, жилами и плотию и покрылись кожею. Но «духа не было в ни». Снова раздалось повеление Божие и «вошёл в них дух и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иезек. 37, 7-10). Не может «ожить» без помощи Божией и наш народ и «стать на свои ноги».

Будем же молить родившегося Спасителя, пришедшего разрешить людей от вечных уз и «отпустить сокрушенных во отраду», чтобы Он дохнул дыханием уст своих в сердца всех, кто издавна привык называть Русскую землю своим Отечеством, соединил их тесными братскими узами и между собой и оживил их верою и надеждой на торжество вечной правды Божией, пред которой не может устоять никакая сопротивная сила. Тогда из недр нынешнего Освободительного Движения родится грозная рать – «весьма, весьма великое полчище». Она вольётся могучим потоком в пределы России не для того, чтобы насытить чувство злобы и мести к своим врагам, но чтобы возвестить избавление нашим угнетённым братьям, ставшими пленниками на собственной земле, и, слившись с ними воедино, начать строительство новой лучшей жизни, утверждённой на началах Христовой любви и правды.

Мы надеемся, что уже грядущий год принесёт с собой светлый и радостный день свободы для нашей дорогой Отчизны, с которой спадут наконец нынешние оковы. Никакая тирания не может быть долговечной, ибо она противна божеским и человеческим законам и простому здравому смыслу. Как и всякое зло, она носит прежде всего в себе самом источник своей гибели и падает не только от внешних поражающих её ударов, но и убивает себя иногда собственным отравленным жалом, как это бывает со скорпионами в минуту постигающей их опасности.

Весь мир ждёт от наступающего года «лета Господня приятна», лета милости и благости Божией, которое отрёт слёзы от наших очей и начнёт собой новую эпоху мировой истории, исполненную благословения, мира и тишины, когда народы поймут, наконец, что для них нет ничего лучшего, как «жить вкупе», одной семьёю, и соединятся вместе для дружного братского сотрудничества в устроении всегда нового и вместе древнего порядка на земле, определённого на все века в Божественном законе.

Господи, услыши нашу молитву, яви нам силу Твою и спасение Твое, да поклонится Тебе вся земля, как своему Владыке, Промыслителю и Спасителю.

Митрополит Анастасий

Декабрь 1944 г. Карлсбад.





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com