НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  




Всех братий и сестер во Христе поздравляем с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Всем ищущим Истину желаем Её обрести, всем потерявшим найти!

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)

Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ.

Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы.

Всемірная радость отъ праведныхъ Іоакима и Анны возсія намъ, всепѣтая Дѣва, яже премногія ради чистоты храмъ Божій одушевленный бываетъ, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховнѣ стихира, предпразд. служба).

Прежде чѣмъ начать мое убогое слово о рождествѣ Матери Бога-Слова, молю сіе Предвѣчное Слово дать мнѣ разумъ прославить по силамъ моимъ, а вѣрнѣе по благодати Божіей, настоящій великій христіанскій праздникъ, Рождества Пресвятыя Дѣвы Маріи, предназначенной отъ Творца вѣковъ быть Матерью Сына Божія по плоти.

Сопоставляю въ мысли моей двухъ дѣвъ: первозданную дѣву Еву, когда она еще не познала общенія, и настоящую Пречистую Дѣву и Приснодѣву Богородицу Марію.

Первая дѣва сдѣлалась вольною причиною всероднаго грѣха, проклятія и смерти и всѣхъ бѣдъ, которымъ мы донынѣ подвергаемся и отъ которыхъ ужасно страдаемъ; вторая — по Богѣ стала причиною праведности, благословенія и жизни, которыми облагодѣтельствовалъ насъ родившійся отъ Нея по плоти Богъ Слово.

Первая сотворена была изъ ребра Адамова, ради единства происхожденія отъ одной крови рода человѣческаго, вторая Дѣва — Виновница настоящаго торжества, родилась по вѣрѣ, горячей молитвѣ и милостынѣ неплодныхъ, престарѣлыхъ родителей, праведныхъ Іоакима и Анны, для уничтоженія, по благости Божіей, грѣха, проклятія и смерти, ибо родившійся отъ Нея по плоти Богъ-Слово истребилъ въ вѣрующихъ человѣкахъ всезлобный грѣхъ и изгналъ проклятіе и смерть, подавъ благословеніе и жизнь вѣчную.

Вотъ двѣ противоположности — прародительница рода человѣческаго Ева и Предстательница христіанъ Приснодѣва Марія! Дивныя дѣла промышленія Божія о родѣ человѣческомъ!

Дивны и человѣки праведные, плодящіе въ мірѣ, по благодати Божіей, правду, миръ, благословеніе и жизнь вѣчную, между коими первенствуетъ Пресвятая Дѣва Марія. Дивно милосердіе Божіе къ роду человѣческому, возстановившее его отъ паденія. Пресвятая Дѣва Марія соединила рождествомъ Своимъ Бога Слова съ человѣками и отринутое грѣхомъ естество наше сроднила съ небомъ человѣческій родъ, ввела въ общеніе съ ангельскимъ, свѣтлымъ всеблаженнымъ міромъ, и земныхъ человѣковъ сдѣлала небожителями.

Чрезъ воплощеніе отъ Пресвятой Дѣвы Бога-Слова человѣчество сподобилось отъ Бога туне неисчетныхъ благъ, о которыхъ и подумать не смѣло оно, погрязши во всякихъ нечистотахъ грѣха. Людямъ даны отъ Господа, пострадавшаго добровольно за грѣхи міра, — баня пакибытія (крещенія), всеспасительное покаяніе, всепросвѣтительное Слово Божіе, научающее всякому благочестію; основана Церковь съ освященными пастырями; дано причащеніе пречистаго Тѣла и Крови Господней, очищающихъ всякій грѣхъ и обновляющихъ растлѣвшую отъ грѣха природу нашу, украшающихъ и благоухающихъ вѣрующія и смиренныя души.

Спасеніе человѣка поставлено въ зависимость отъ вѣры, покаянія и добрыхъ дѣлъ человѣка, а безъ вѣры во Христа, Агнца Божія, взявшаго на Себя грѣхи міра, и безъ нелицемѣрнаго, плодотворнаго покаянія невозможно спасеніе; вѣрующимъ дана всемощная Ходатаица и Предстательница.

Смотрю на міръ, лежащій во злѣ, или — ближе, на Россію, получившую отъ Бога драгоцѣнное наслѣдіе отъ предковъ — вѣру православную, и отступившую по легкомыслію непостижимому отъ своей вѣры и впавшую во всевозможныя бѣды: и — ужасаюсь, и скорблю, видя, какъ страдаетъ и еще пострадаетъ она, если не обратится всѣмъ сердцемъ къ вѣрѣ отеческой и къ Церкви православной, въ которой спаслось столько праведныхъ людей. За безвѣріе, пьянство и развратъ слѣдуютъ бѣды за бѣдами, бѣды величайшія, не соизмѣримыя: позорная война, обѣдненіе народа, революція, голодовка, холера, мятежныя двѣ Думы, изъ коихъ вторая чрезъ нѣкоторыхъ представителей своихъ едва не погубила Царскую семью.

Вотъ наказанія Божіи за отступленіе отъ вѣры и огульный развратъ.

Самые праздники наши святые, которые должны бы возводить наши умы и сердца на небо, обратились въ праздники сатанинскіе, праздники плоти и крови и всякихъ несмысленныхъ и вредныхъ страстей. Какъ нѣкогда праздниковъ еврейскихъ, Господь гнушается и нашими праздниками.

Праздничныхъ собраній вашихъ не могу терпѣть, — беззаконіе и празднованіе (Ис. 1, 1-3), говоритъ Господь чрезъ пророка Исаію.

Побоимся Бога. Будемъ вникать въ смыслъ праздниковъ нашихъ и возводить умы и сердца наши горѣ — къ Богу, къ небу, къ горнему отечеству. Аминь.

Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 27-30.









РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com