НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  




Оккупация без советского фотошопа.



Житель Севска Константин Константинович Черезов вспоминает:
«
9 октября 1941 года город Севск был занят немцами.
С первых дней расквартирования воинских частей почти в каждом доме, вечером, при свете керосиновой лампы идут задушевные разговоры между немецкими солдатами и хозяевами дома. В большинстве случаев, не зная языка, объясняясь "на пальцах", коверкая родную речь, говорят о самых сокровенных сторонах жизни. Стол обычно усеян фотографиями. Зачастую разговор переходит на политические и социальные темы. Таким образом, почти в каждом доме обнаруживается немец "друг семьи", в результате чего органически образуется взаимопомощь и понимание.
Жизнь оккупантов и оккупированных протекает в двух руслах: с одной стороны, они люди - враги (по теории Гитлера и Сталина), и, с другой стороны, они люди - друзья, немцы и русские, друзья, готовые по мере сил облегчить обоюдную тяжесть жизни в пламени войны. С одной стороны - теплые беседы, создание минимального уюта солдатам, стирка белья, угощение русскими блюдами, самогоном, с другой стороны - советы, хлопоты о пропусках к родственникам или за покупками, предоставление лошадей для полевых работ и пр
.».
Источник: Материалы 1 конференции, посвященной оккупации в России, март 1953.


Жительница Пскова Вера Александровна Пирожкова вспоминает о жизни при немцах:
«
Убежденные коммунисты и защитники советской власти не стеснялись спорить с нами, ее противниками. Я часто вела жаркие споры с моими сверстниками, и на моей стороне были многие, но и те, кто защищал советскую власть, не стеснялись этого делать. Разве мы могли так разговаривать еще недавно? Ведь "стены имели уши", как говорилось в сталинское время. Чуть не каждый третий был стукачом, или мы в каждом третьем такового подозревали. Но даже самым ярым противникам советской власти не приходило в голову пойти и донести на сторонника этой власти немецкой комендатуре или тайной полевой полиции. В комендатуре вообще не стали бы и слушать, мало ли кто что говорит, за словами они не следили, - вот если б кто-нибудь сообщил, что им собираются подложить бомбу! Стала бы заниматься этим тайная полиция? Не знаю, но ни у кого не было и мысли, что свой, русский, каких бы взглядов он ни придерживался, может донести на другого русского за то, что у него другие взгляды. Это казалось совершенно диким. И все говорили, что думали, горячо спорили. Тогда я глубоко поняла, что никакое иноземное владычество не может поработить и развратить народ сильнее, чем "своя" идеологическая диктатура. Идея с помощью войны сбросить эту идеологическую диктатуру, сбросить страшного Сталина владела мною полностью. Тогда, я помню, записала в своих записках: «Надо спасать душу народа».
Вокруг нас была такая чересполосица хорошего и дурного, человечного и страшного. Так, например, мне приходилось нередко ходить переводчицей с немецкими военными врачами к русским больным. Официально русским больницам и практиковавшим русским врачам выдавалось известное количество лекарств, и у них должно было лечиться русское население, военным же врачам было запрещено пользовать русское население. Но врачи с этим запретом не считались. Я не знаю случая, когда военный врач или фельдшер отказался бы пойти к русскому больному, даже поехать на открытой телеге, в мороз (затребовать свою машину они не имели права) в отдаленную деревню. Они также всегда давали медикаменты из военных запасов, списывая их на якобы заболевших солдат. Помню, я как-то была с военным врачом в простой русской семье, где заболела двухлетняя, довольно замурзанная девчушка. Врач установил ангину, дал соответствующее лекарство, затем, погладив ребенка по головке, сказал: "Про нас говорят, что мы убиваем детей, нет, мы детей не убиваем
".
Источник: Материалы по истории Русского Освободительного движения. М., 1993, без каталожных и библиотечных данных, с. 408-409




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com