НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ИГО, КОТОРОЕ ХУЖЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО





Сегодня русские люди отмечают годовщину окончательного свержения в 1480 году татаро-монгольского ига. Эпоха правления Ивана III Грозного (так прозвал Государя сам русский народ), была переломной в истории России: объединение русских земель вокруг Москвы, рождение русской национальной идеи, освобождение от поганого ига… В 1941 году лучшие русские люди ждали таких же перемен в своем отечестве, и потому были готовы пролить собственную кровь за свободу русского народа от ига коммунистов. Но чем ордынское иго, или например, польская оккупация России в начале XVII века, отличаются от ига большевицкого?..

«…Примѣръ того, какъ должно относиться къ той или иной оккупаціи, даютъ намъ русскіе святые и русская національная исторія. Очевидно, что отношеніе это было различнымъ въ случаѣ, напримѣръ, татаро-монгольскаго ига, и въ случаѣ польской интервенціи. Въ чемъ же разница этихъ двухъ оккупацій?

Въ эпоху татаро-монгольскаго нашествія русскiй народъ не былъ націей, онъ не былъ способенъ воздвигнуть свою національную государственность, а потому не сумѣлъ дать достойный отпоръ завоевателямъ.

Однако, и отношеніе завоевателей къ самому дорогому для русскаго народа – православнымъ святынямъ и самой христіанской вѣрѣ – было терпимымъ.

Монголы не имѣли прочно установленныхъ религіозныхъ представленій, поэтому зачастую монгольскіе предводители принимали религію, исповѣдуемую подвластнымъ народомъ.

Съ первыхъ дней образованія Золотой Орды въ ставкѣ хана былъ построенъ православный храмъ. Съ образованіемъ состоящихъ изъ плѣнныхъ русскихъ людей военныхъ поселеній, созданныхъ для дополненія войсковыхъ частей монголъ, въ предѣлахъ Орды начали строиться повсюду храмы, призываться духовенство. Церковное имущество было освобождено отъ дани.

Если авторитетъ русскихъ князей въ ставкѣ никакого значенія не имѣлъ, то русское православное духовенство, наоборотъ, пользовалось среди монголовъ извѣстнымъ уваженіемъ.

Послѣ неудачныхъ выступленій противъ завоевателей русскiй народъ долженъ былъ покориться власти побѣдителей и нести тягость иноземнаго ига.

Святой благовѣрный князь Александръ Невскій, занявъ великокняжескій столъ, держался политики исключительной покорности и строго наблюдалъ за подвластными князьями, чтобы они держались той же политики.

Онъ не только выражалъ монголамъ всяческую покорность, но и, по своей иниціативѣ, даже предпринималъ съ монголами совмѣстные походы на Литву.

Одновременно съ этимъ, такое смиренное признаніе благовѣрнымъ княземъ надъ собой монгольской власти не мѣшало ему отбивать попытки инославныхъ шведовъ и нѣмецкихъ крестоносцевъ оккупировать западныя территоріи Руси.

Одинъ изъ монгольскихъ хановъ, жена котораго была православной христіанкой, предпринималъ походы въ Малой Азіи, гдѣ мѣстное христіанское населеніе видѣло въ монголахъ «желтыхъ крестоносцевъ», ведшихъ войну противъ невѣрныхъ мусульманъ. Причемъ монголы даже обѣщали, по занятіи Святой Земли, отдать ея во владѣніе христіанъ.

Православная Церковь молилась о монгольскихъ ханахъ – власть монгольскихъ оккупантовъ была, въ представленіи русскаго народа, законной властью. Царь-ханъ, какъ его называли въ народѣ, былъ главой государства, имя его произносилось на всѣхъ ектеньяхъ церковнаго богослуженія въ христіанскихъ храмахъ, гдѣ провозглашалось: «Благовѣрному Государю и Благовѣрной Государынѣ, народу ихъ и всѣмъ православнымъ христіанамъ…»

Это объясняетъ причину того, почему русскіе князья продолжали платить дань уже совершенно ослабѣвшей отъ междоусобной брани Ордѣ, и выступили противъ монголовъ по благословенію Церкви только въ рѣшительный моментъ становленія русской націи.

Такимъ образомъ, цѣнность политической независимости въ русскомъ національномъ сознаніи была неразрывно связана со свободой православнаго вѣроисповѣданія.

Всѣ поползновенія нѣмецкихъ или польскихъ еретиковъ по окатоличиванию русскаго народа, слѣдовательно, встрѣчали въ немъ ярое сопротивленіе. Что же касается возможной оккупаціи Россіи нацистской Германіей, то послѣдующія событія доказали безосновательность опасеній русскихъ эмигрантовъ.

Нацисты еще задолго до начала Совѣтско-Германской войны создали хорошія условія для жизни Православной Церкви въ самой Германіи. Всѣ раскольническія структуры были нацистами запрещены, въ Берлинѣ по указанію А. Гитлера былъ построенъ православный храмъ.

Нѣмецкіе освободители русскаго народа отъ коммунистическаго ига не только позволяли русскому народу жить самостоятельной духовной жизнью, но и всемѣрно способствовали церковному устроенію на освобожденной территоріи, допуская въ политическомъ смыслѣ даже нѣкоторую самостоятельность мѣстныхъ органовъ управленія, состоявшихъ изъ русскихъ.

Кромѣ того, опытъ образованія русскими людьми самостоятельной Локотской республики говорилъ о томъ, что Германія поддерживаетъ идею созданія русскаго національнаго государства.

Однако, для этого требовалось политическое единство русскаго народа, котораго не было.

Германія неоднократно заявляла о томъ, что ожидаетъ отъ русскихъ эмигрантовъ не распрей и жалобъ другъ на друга (а такія жалобы нѣмецкому правительству отъ русскихъ «политиковъ» были дѣломъ обычнымъ), а созданія единой политической организаціи, съ которой можно было бы сотрудничать, надѣясь въ этомъ сотрудничествѣ имѣть дѣло съ дѣйствительными русскими національными интересами…»

См. «Основы русского фашизма».





РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com