НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ПРАВЕДНЫЙ IОАНН КРОНШТАДТСКИЙ († 1908): СЛОВО В НЕДЕЛЮ СЫРОПУСТНУЮ. ВЕЛИКИЙ ПОСТ.


«Егда поститеся, не будите якоже лицемѣри сѣтующе: помрачаютъ бо лица своя, яко да явятся человѣкомъ постящееся» (Матѳ. 6, 16).


Въ настоящее время весьма мало такихъ людей, которые по лицемѣрію захотѣли бы казаться другимъ во время поста великими постниками — съ тѣмъ, чтобы заслужить себѣ отъ людей славу. Всего скорѣе найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотятъ постниками; потому что постъ почитаютъ для себя дѣломъ безполезнымъ и излишнимъ, а казаться другимъ постниками — дѣломъ глупымъ и смѣшнымъ. Но, при этихъ крайностяхъ, есть безъ сомнѣнія между христіанами такіе, которые держатся златой средины, и не уклоняясь ни на право, ни на лѣво, идутъ путемъ поста прямо и ровно, какъ истинные постники, постящіеся постомъ пріятнымъ, благоугоднымъ Господеви.

Съ завтрашняго дня наступаетъ великая четыредесятница, или великій постъ, — время истинно дорогое для людей, умѣющихъ поститься, какъ должно въ духѣ христіанскомъ. Чтобы это время послужило намъ къ душевной пользѣ и спасенію, побесѣдуемъ нынѣ о необходимости и пользѣ поста.

Нуженъ ли постъ, т. е. воздержаніе не только отъ извѣстныхъ снѣдей, употребляемыхъ не въ постъ, но и воздержаніе отъ употребленія ихъ въ большомъ количествѣ? Нуженъ ли постъ, какъ воздержаніе отъ удовольствій грубой чувственности? Нуженъ ли постъ, какъ воздержаніе отъ безпорядочныхъ мыслей и движеній сердца и неодобрительныхъ поступковъ? — А хочешь ли ты, возлюбленный, наслѣдовать блаженную вѣчность, или царство небесное, которое также несомнѣнно существуетъ, какъ несомнѣнно то, что мы живемъ теперь на землѣ, потому что въ этомъ увѣряетъ насъ Самъ воплотившійся Богъ-Слово, Его пророки, апостолы и всѣ угодники Его? Какъ не хотѣть! Тамъ, по вѣрному и непреложному слову Божію, живутъ во вѣки вѣковъ правда и миръ и радость о Дусѣ Святѣ (Рим. 14, 17), тамъ Богъ, тамъ духи блаженные, тамъ люди праведные; а на землѣ — въ продолженіе немного болѣе семидесяти лѣтъ только почти и видишь грѣхи, смятенія и бѣдствія — вездѣ Если хочешь, то ты непремѣнно долженъ поститься: такъ какъ плоть и кровь царствія Божія наслѣдити не могутъ (1 Кор. 15, 50), потому что царствіе Божіе нѣсть брашно и питіе (Рим. 14, 17). Плоть и кровь, пища и питіе, какъ вещи грубыя, стихійныя, земныя — должны остаться на землѣ и подвергнуться общей участи тѣлъ земныхъ — тлѣнію. На небѣ нѣтъ и не можетъ быть мѣста для грубой плоти и крови потому именно, что тамъ — небо, а не земля, что существа тамошняго міра имѣютъ свойства совсѣмъ отличныя отъ свойствъ людей, живущихъ въ похотяхъ міра, свойства духовныя, свѣтоносныя. Говорить ли тебѣ о самомъ Богѣ, Отцѣ блаженныхъ обитателей неба? Онъ есть Духъ чистѣйшій, Который гнушается, какъ скверною, дѣлами плотскими, выходящими изъ границъ закона, умѣренности и приличія. Не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ во вѣкъ, сказалъ Онъ объ людяхъ, которые оскорбляли Его своею привязанностію къ чувственнымъ удовольствіямъ. Почему? Зане, говоритъ, суть плоть (Быт. 6, 3), потому что они — грубая плоть, кусокъ земли, въ которой нѣтъ ничего духовнаго, сроднаго Мнѣ. Смотри же, и о насъ Онъ тоже теперь говоритъ: не имать Духъ Мой пребывати въ человѣцѣхъ сихъ, потому что они — дебелая плоть, въ которой не можетъ почивать Духъ Мой, такъ какъ въ ней живетъ грѣхъ, нечистота, а Я — праведенъ и святъ. Говорить ли о духахъ сотворенныхъ? Это — вторые свѣты по Богѣ, которые, также будучи чужды всякой вещественности, чисты и святы, могутъ принять въ свое блаженное сообщество лишь тѣхъ, которые сбрасываютъ съ себя иго плотскаго рабства и, живя на землѣ, думаютъ о небѣ, не служатъ прихотямъ своей плоти, зная, что она истлѣетъ со временемъ въ землѣ. Говорить ли о святыхъ Божіихъ человѣкахъ, перешедшихъ съ тлѣнной земли въ вѣчныя обители неба? — Это земные ангелы, которые — то пощеніемъ и бдѣніемъ, то подвигами мученичества и разными добродѣтелями возвысились надъ своею плотію, содѣлали свою природу столь досточтимою, что тѣла многихъ изъ нихъ, причастившіяся божественной благодати, стали выше общей участи всего вещественнаго, т. е. тлѣнія. Они знали, что тѣло наше есть построенный рукою искуснаго Художника домъ, въ которомъ живетъ только на время существо небеснаго происхожденія, имѣющее чрезъ непродолжительное время покинуть свою земную хижину и воспарить въ свое мѣсто, и потому жили не для тѣла, а для души. Да, чтобы содѣлать наше существованіе блаженнѣйшимъ, Господу угодно было поселить насъ въ этомъ мірѣ только на короткій срокъ — съ тѣмъ, чтобы, наслаждаясь на землѣ и съ земли созерцаніемъ вещественныхъ твореній Божіихъ небесныхъ и земныхъ, — ихъ красоты, правильности, стройности и разнообразнаго, неизчислимаго множества, полюбили Творца ихъ, возжелали соединенія съ Нимъ — начальною Красотою — и дѣлами святости и любви заслужили здѣсь это вѣчное единеніе.

Онъ какъ бы такъ говоритъ каждому человѣку, живущему здѣсь и созерцающему Его творенія: посмотри, какъ Мои творенія необъятны, но и вмѣстѣ съ тѣмъ какъ стройны и прекрасны. Посмотри на себя, какъ ты малъ и незамѣтенъ въ Моемъ твореніи, а Я обѣщаю тебѣ — ничтожному — въ удѣлъ небо — съ его безпредѣльностію, съ его вѣчностію; Я обѣщаю тебѣ его на извѣстныхъ условіяхъ; а ты знаешь, что Я — Истина, и лгать не могу; что же ты не стараешься выполнить этихъ условій, зачѣмъ ты льнешь къ землѣ, да еще такъ сильно, что тебя никакъ не оторвешь отъ нея? Ужели ты не хочешь придти ко Мнѣ затѣмъ, чтобы въ соединеніи со Мною — Творцемъ всего, что ты видишь, — получать вѣчное удовольствіе отъ познанія и созерцанія Моихъ неизчислимыхъ твореній, а больше всего — быть блаженнымъ во Мнѣ, Источникѣ блаженства для всѣхъ разумныхъ созданій. Какъ бы тебѣ не воспарить душою къ небу, не огребаться отъ плотскихъ похотей, яже воюютъ на душу (1 Петр. 2, 11), не брать верха надъ своею грѣхолюбивою плотію, которая тянетъ тебя къ землѣ, и со временемъ непремѣнно ляжетъ въ нее, какъ глыба земли? Что тебѣ за польза отъ лакомой пищи и напитковъ, какъ тебѣ не стыдно обременять себя ими? Зачѣмъ ты отдаешь себя во власть чувственности? Или тебѣ это пріятно? Смотри: мнимая сладость твоихъ удовольствій есть опасная приманка плоти, чрезъ которую она легко беретъ перевѣсъ надъ твоею душою и не даетъ тебѣ возможности думать о небѣ и стремиться туда. Бойся этой приманки. Какъ муха въ меду, увязнешь ты въ ней и останешься — на смерть.

Нуженъ ли постъ, какъ воздержаніе отъ безпорядочныхъ мыслей и движеній сердца и неодобрительныхъ поступковъ? Если ты согласенъ, что Богъ есть Законодатель твой и праведный Судія, Который знаетъ, какъ наказывать нарушителей Своихъ законовъ; если совѣсть твоя говоритъ тебѣ, что душа твоя — не въ своемъ чинѣ — нарушала не разъ порядокъ нравственной жизни, выходила изъ повиновенія законамъ Творца: то ты необходимо долженъ согласиться, что тебѣ надобно возстановить порядокъ твоей нравственной жизни, привести свои мысли въ правильный строй изъ безпорядочнаго броженія туда и сюда, заставить сердце оторваться отъ недостойныхъ предметовъ, къ которымъ оно, по твоей невнимательности и оплошности, прильнуло такъ сильно, что забыло о первомъ предметѣ своей любви — Богѣ; вести себя такъ, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и передъ судъ твоей совѣсти и на судъ людей и Божій. — Ты знаешь, что мерзость Господу и помыслъ неправедный, что Богъ проситъ Себѣ твоего сердца, которое ты отдалъ на волю страстей, что не приселится къ Нему всякълукавнуяй (Псал. 5, 5) и нечистый. Если хочешь быть съ Богомъ, если хочешь быть вѣчно благополучнымъ: то ты долженъ согласиться, что тебѣ надобно попоститься душою своею, собрать свой умъ, помышленія исправить, мысли очистить, вмѣсто рубища дѣлъ неправедныхъ украсить себя драгоцѣнною одеждою добрыхъ дѣлъ. Тѣлесный постъ установленъ для того, чтобы легче было поститься душѣ.

Слѣдуетъ ли еще послѣ этого говорить о пользѣ поста, такъ какъ сказавши о необходимости его, мы указали частію и на его пользу? Онъ усмиряетъ нашу грѣшную, прихотливую плоть, освобождаетъ изъ-подъ ея тяжести душу, сообщая ей какъ бы крылья для свободнаго паренія къ небу; даетъ мѣсто дѣйствію благодати Божіей. Кто постится свободно и правильно, тотъ знаетъ, какъ душа бываетъ легка и свѣтла во время поста; тогда легко идутъ въ голову и мысли добрыя, и сердце бываетъ чище, нѣжнѣе, сострадательнѣе, — мы ощущаемъ стремленіе къ дѣламъ добрымъ; является сокрушеніе о грѣхахъ, душа начинаетъ чувствовать гибельность своего положенія и начинаетъ сокрушаться о грѣхахъ. А когда мы не постимся, когда мысли въ безпорядкѣ, чувство не обуздано и воля позволяетъ себѣ все, — тогда рѣдко увидишь въ человѣкѣ спасительную перемѣну, тогда онъ мертвъ по своей душѣ: всѣ силы ея дѣйствуютъ по невѣрному направленію; главная цѣль дѣйствованія — цѣль жизни выпускается изъ виду; является множество частныхъ цѣлей, почти столько, сколько есть у каждаго человѣка страстей или прихотей. Въ душѣ происходитъ странная работа, слѣдствіемъ которой бываетъ, по видимому, какое-то созиданіе: видишь матеріалы для построенія, начало, средину и конецъ дѣла, а на самомъ дѣлѣ концемъ всего выходитъ — ничто. Душа идетъ сама противъ себя, противъ собственнаго спасенія, всѣми силами: и умомъ и волею и чувствомъ. Кто постится по христіански, разумно, свободно, тотъ, по неложному обѣщанію Господа, удостоивается воздаянія за свой подвигъ отъ Отца небеснаго. Отецъ твой, сказалъ Спаситель объ истинномъ постникѣ, видяй въ тайнѣ, воздастъ тебѣ явѣ (Матѳ. 6, 4). А воздаяніе это, безъ сомнѣнія, всегда бываетъ щедрое, истинно-отеческое, служащее къ самой существенной нашей пользѣ.

Братія! познаемъ, что тѣло наше есть храмъ Духа Святаго, что мы не свои, а Божіи, потому что куплены цѣною крови Сына Божія. Не вѣсте ли, яко тѣлеса ваша храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть, Егоже имате отъ Бога, и нѣсте свои? куплени бо есте цѣною (1 Кор. 6, 19-20). Уважимъ свою природу, возвышенную до причастія божественнаго естества; будемъ вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержанія жизни и для крѣпости нашихъ силъ; не отдадимъ ее во власть страстей нечистыхъ, сдѣлаемъ ее святынею, на которую и самимъ не стыдно было бы посмотрѣть, и въ которой Богъ узнавалъ бы дѣло рукъ Своихъ. Доселѣ мы грѣшили и предавались удовольствіямъ грубой чувственности; поживемъ хотя теперь цѣломудренно и свято. Мы были до нынѣ далеко отъ Бога по своимъ дѣламъ плотскимъ; хотя теперь приближимся къ Нему; узнаемъ, сколько Онъ благъ. Посмотри, Онъ даетъ намъ вкушать Свою плоть и кровь. Если ты убѣжденъ, что самъ по себѣ, безъ Бога, ты не больше, какъ нечистый тлѣнъ, прахъ, грѣшникъ, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, какъ велико благодѣяніе Господа, питающаго насъ Своею плотію и кровію. Онъ есть Источникъ жизни всѣхъ тварей и хочетъ поселить въ тебѣ, чрезъ соединеніе съ Нимъ въ таинствѣ причащенія, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой миръ, Свое блаженство, и сдѣлать тебя вѣчно живымъ. Будемъ держать всегда въ умѣ, что душа наша должна стремиться къ богоподобному совершенству, къ дорогой свободѣ духа, и что она не можетъ достигнуть этого совершенства, если мы будемъ оземленять ее дѣлами плотскими, оковывать ее тѣсными и тяжелыми цѣпями вещества.

Господь да поможетъ намъ встрѣтить постъ съ радостію. Аминь.


Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 38-45. 




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com