НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ИЗ-ПОД ГЛЫБ ЗАБВЕНИЯ И ЛЖИ

ИЗЪ-ПОДЪ  ГЛЫБЪ ЗАБВЕНІЯ И ЛЖИ: СОЮЗЪ РУССКАГО НАРОДА ВЪ КIЕВѢ.


Какъ интересно устроенъ современный міръ! Улицы нашего родного города осквернены  рекламными «шедеврами», самые «безобидные» изъ которыхъ -  типа  «Исповѣдь вагины» и «Оттянись со вкусомъ!» -  дѣлаютъ его похожимъ  на  Содомъ и Гоморру. Съ «голубого экрана» на обывателя каждый вечеръ кусками дерьма вываливается столько новостей и въ такой подачѣ, что, ей Богу, охота либо голову въ песокъ засунуть, или же телевизоръ изъ окна выбросить. Православныя святыни вселенскаго масштаба разрушены, осквернены и отданы на откупъ хапугамъ. Многіе кіевскіе школьники понятія не имѣютъ о томъ, когда началась, къ примѣру, Первая Гражданская, когда - Вторая міровая, а когда – такъ называемая «великая отечественная война». Придавленные нищетой учителя вынуждены относится къ своимъ профессіональнымъ обязанностямъ болѣе чѣмъ халатно…


Амортизируя на данномъ фонѣ ситуацію въ свою пользу, новая постсовѣтская буржуазія, «дѣлающая» національную власть, разрѣшаетъ народу говорить о многомъ – «все-таки, чертъ возьми, у насъ демократія!» Но вотъ что интересно – по-прежнему надежно табуирована право-консервативная, фашистская тематика, само понятіе «третьяго пути». «Ничего этого не нужно, ибо здѣсь  дурно  пахнетъ реакціей, обскурантизмомъ и отсталостью».

Пытаясь всегда идти «противъ теченія», мы будемъ обсуждать и подобнаго рода темы. Начавъ, безусловно, съ «черной сотни»  административнаго центра тогдашняго Юго-Западнаго края, основнымъ  представителемъ взглядовъ которой какъ разъ и являлся Кіевскій Союзъ Русскаго Народа (КС СРН).


                                     Бѣлая Гвардія 1905 -1907 годовъ.


Въ періодъ такъ называемой «первой русской  революціи» обстановка на берегахъ Днѣпра сложилась такая, что, образно говоря, не позавидуешь. Мятежники  убивали  жандармовъ въ ходѣ исполненія ними своихъ служебныхъ обязанностей. Чиновъ полиціи открыто третировали – на постахъ, въ участкахъ и служебныхъ квартирахъ. Подъ угрозой смертной казни солдаты мѣстнаго гарнизона  не смѣли появляться на улицахъ и площадяхъ въ военной формѣ. Въ концѣ концовъ «беспредельщикамъ» удалось даже захватить зданіе почтамта, причемъ въ ходѣ данной преступной акціи были осквернены портреты Государя Императора и флагъ Россійской Державы.


Но  даже въ этихъ тяжелѣйшихъ условіяхъ сторонники неограниченной Православной Монархіи отнюдь не дремали. Изо дня въ день продолжала обличать смутьяновъ твердо стоявшая еще на легитимистскихъ позиціяхъ газета «Кіевлянинъ». Съ амвоновъ многихъ церквей звучали вѣрноподданническія проповѣди. И, разумѣется, не остались пассивными наблюдателями тѣхъ зловѣщихъ событій консервативные элементы въ молодежной средѣ.


5 декабря 1906 года состоялось конспиративное  засѣданіе боевой дружины мѣстнаго  «Союза Русскаго  Народа», участники  котораго, заслушавъ донесенія членовъ-наблюдателей изъ числа студентовъ университета  Святого Владиміра, пришли къ выводу, что въ названномъ заведеніи «въ послѣднее время господствуютъ преступныя  «освободители», устраивающіе тамъ весьма опасныя сходки». Тутъ же единогласно принимается декларація «о необходимости введенія энергичныхъ мѣръ для очищенія дѣтища Царя Николая Перваго отъ крамольныхъ поползновеній». А послѣ отдачи соотвѣтствующаго приказа работа закипѣла съ удвоенной силой.


Ежедневно  къ 12 часамъ дня на ближайшихъ отъ «Краснаго корпуса» улицахъ,  «въ нѣкоторомъ  разстояніи другъ отъ друга», собирались на   патріотическую вахту одѣтыя въ форменныя шапки и тужурки плотныя группы единомышленниковъ. По условному сигналу, поданному добровольными агентами внутри зданія, они, предъявивъ охранѣ соотвѣтствующіе входные билеты, быстро взбѣгали по ступенямъ, - въ тѣ аудиторіи, гдѣ происходили революціонныя манифестаціи. Звучала команда «Разойтись!» – и если врагъ не подчинялся добровольно, его принуждали къ этому силой. «На войнѣ, какъ на войнѣ»: кулаками, кастетами, расположенными тутъ же лавками для сидѣнія, спеціально изготовленными резиновыми тростями со свинцовыми наконечниками, - короче, всѣмъ, до огнестрѣльнаго оружія включительно. Зачинщиковъ переписывали, предсѣдатель «гульбища» немедленно арестовывался и подъ особымъ конвоемъ доставлялся въ ближайшій участокъ.


«Царю – сила власти, народу – сила мнѣній»  – полагали кіевскіе «союзники».


«Объединяйтесь, русскіе люди, Я разсчитываю на васъ» – доносился   къ нимъ призывъ съ   высоты Престола.


Врагъ  же устами инспирированной маргиналами  желтой газетенки, кощунственно присвоившей  себѣ драгоцѣнное  имя «Русь», трусливо повизгивалъ: «У насъ образовалась особая «студенческая» фракція «бѣлой гвардіи» и теперь нужно ожидать славныхъ «дѣяній» ея, то есть звѣрскихъ избіеній беззащитной  молодежи».


Наканунѣ  великихъ испытаній.


Шло время. Постепенно забывались, сглаживаясь  въ памяти, страшнѣйшіе уроки Цусимы и Портъ-Артура, послѣдствія ликвидаціи общины, убійство премьеръ-министра П.А. Столыпина. Страна, осуществляя по рецептамъ Государя Императора Николая Второго индустріализацію именно «съ человѣческимъ лицомъ», развивалась и богатѣла невиданными доселѣ темпами. На радость истиннымъ друзьямъ во всемъ мірѣ, многіе изъ которыхъ, «даже презрѣвъ малую родину свою», охотно переѣзжали ближе къ Уралу, зачастую пополняя собой и ряды провинціальныхъ СРН. Къ огорченію враговъ, чьей «объективности» хватало только на злобные выпады типа: «Еще двадцать лѣтъ развитія современными темпами, и Россія къ 1950 году окажется безусловнымъ лидеромъ Европы».


Однако, какъ говоритъ русская пословица, «сытое брюхо къ Истинѣ глухо». И вотъ уже дѣло принимаетъ такой оборотъ, что даже въ Кіевѣ, этомъ славнѣйшемъ историческомъ центрѣ  Православной Имперіи,  отдѣльные «чины полиціи не всегда должнымъ образомъ относятся къ лучшимъ проявленіямъ дѣятельности черносотенцевъ, носящихъ на стягѣ своемъ девизъ «За Вѣру, Царя и Отечество!», стоящихъ на стражѣ величія Святой Церкви и державныхъ правъ Самодержца». Данные служебные промахи  «виновники торжества»  рѣшительно устраняли: рапортами въ столицу и мѣстные органы власти, бойкотомъ виновныхъ, акціями пассивнаго неповиновенія. Ничего не прося для себя лично, требуя лишь одного – «ежеминутное соблюденіе принципа нерушимости Государственныхъ Устоевъ да станетъ залогомъ дѣятельности каждаго сословія!».


Вмѣстѣ  съ тѣмъ экономическое процвѣтаніе  породило бѣду, сразу же скрывшуюся за малопонятнымъ для многихъ терминомъ «излишняя бюрократизація». Подобно  глухому средостѣнію,  между народомъ  и властью непонятно откуда появился рой постороннихъ, некомпетентныхъ, излишне суетливыхъ типовъ, мѣшающихъ  сановникамъ видѣть и понимать земщину, препятствуя этой послѣдней, въ свою очередь, четко исполнять постановленія, выработанныя «наверху». У знающихъ людей порой даже складывалось впечатлѣніе, что какая-то таинственная, но достаточно опытная рука, дискредитируя подобнымъ образомъ въ глазахъ общества массу квалифицированныхъ чиновниковъ, стремится  провоцировать  новыя смуты.


Вызванная  измѣнившимися условіями начала 20 ст. проблема эта не была забыта и  монархистами Кіева. Наоборотъ, именно въ ихъ средѣ, намного раньше, чѣмъ гдѣ бы то ни было, получаетъ распространеніе лозунгъ: «Пусть богатѣютъ лишь тѣ, кто честенъ по отношенію къ своимъ работникамъ!». На практикѣ ставшій началомъ упорной  борьбы «союзниковъ» города съ «силами коварными, мерзкими, темными».


«Въ  село, въ деревню, въ глушь, на вѣси»  отправились десятки соотвѣтствующимъ  образомъ настроенныхъ правыхъ агитаторовъ, призывавшихъ тамошнихъ крестьянъ «жить по Христу, не гнаться за наживой любыми методами, не превращаться  въ покорныхъ слугъ зловѣщей Момоны, избѣгать употребленія водки и бражничания». Отовсюду, куда они пріѣзжали, моментально изгонялись торгаши, кулаки - «спекуляторы», шинкари – инородцы. Съ фабрикъ и заводовъ удалялись лѣнтяи, демагоги, марксистскіе агитаторы и болтуны. Мастера предупреждалась о необходимости «твердаго, но вѣжливаго обращенія съ рабочими, - во избѣжаніе вредныхъ эксцессовъ, могущихъ скомпрометировать власти и  причинить вредъ хозяйственной дѣятельности», техническая администрація – «объ обязанности содержать въ порядкѣ цеха, комнаты отдыха и проходныя», а хозяева - «поменьше увлекаться горячкой эксплуатации».


На всѣ эти справедливые шаги противная  сторона отвѣчала жалобами и клеветой во всѣ инстанціи, вплоть до губернатора  А.Ф. Гирса. Который, кстати сказать, толкомъ не разобравшись въ ситуаціи, 24 февраля 1912 года разослалъ уѣзднымъ исправникамъ слѣдующій циркуляръ: «Въ послѣднее время нѣкоторыя изъ лицъ, входящихъ въ составъ отдѣла Союза Русскаго Народа, позволяютъ себѣ часто, прикрываясь ложно понятыми задачами организаціи, проявлять активность, клонящуюся къ распространенію среди русскихъ крестьянъ смуты (?), къ внушенію необходимости насильственныхъ дѣйствій противъ иновѣрцевъ и къ сѣянію въ умахъ довѣрчивыхъ крестьянъ разныхъ вздорныхъ и преступныхъ идей (!), грозящихъ нарушеніемъ спокойствія и печальными послѣдствіями экономическихъ и аграрныхъ волненій (!!)».


Вотъ ужъ поистинѣ, - всѣ эти Гирсы - «слѣпые – вожди слѣпыхъ; когда же слѣпой поведетъ слѣпого, то оба они непремѣнно  упадутъ въ яму»…


Вѣрность  – до послѣдняго вздоха!


Уже третій годъ продолжалось кровопролитное противостояніе Петрограда съ Германіей и Австро-Венгріей. Временно уступивъ противнику Курляндию, Эстляндию, большую часть Лифляндии (не считая Риги), а также  Привислинский край,  Россія, не смотря ни на что, все-таки устояла. Истощивъ врага,  планируя разгромъ его въ ходѣ очередной весенне-лѣтней кампаніи 1917 года. Не обращая вниманія на ложь оппонентовъ съ ихъ  выдумками «о распутинскомъ засилье» и «управленческой чехардѣ», антиправительственными лозунгами,  пропагандой гражданской войны.


14 января 1917 года Предсѣдатель Государственнаго совѣта Имперіи И.Г. Щегловитовъ доложилъ Его Императорскоу Величеству Государю Императору Николаю Второму о томъ, что «одинъ ихъ членовъ Думы, священникъ Митрицкий, собирается представить Правительству меморандумъ  отъ русскихъ круговъ Кіевской губерніи, въ которомъ изложены весьма трезвыя мысли о мѣрахъ, необходимыхъ для противостоянія надвигающемуся политическому психозу». Авторы посланія, инспирированнаго въ нѣдрахъ мѣстнаго СРН, наряду съ завѣреніями «въ твердой поддержкѣ большинствомъ крестьянъ, мѣщанъ, сельскаго духовенства, мелкихъ землевладѣльцевъ и помѣщиковъ  Юго-Западнаго регіона официального курса», требовали отъ властей «рѣшительно наказывать  всѣхъ, кто смѣетъ въ годину тяжкихъ испытаній мѣшать работѣ государственнаго аппарата», на корню подавить  либеральныя тенденціи въ городскомъ самоуправленіи, передать дѣло обезпеченія населенія продовольствіемъ исключительно въ руки МВД, «обуздать наглость вконецъ распоясавшейся демократической печати».


О вышеупомянутомъ документѣ  похвально  отозвался тогдашній премьеръ-министръ страны князь Н.Д. Голицынъ. Самъ же Царь на ней и вовсе собственноручно начертать соизволилъ: «Записка, достойная вниманія».

До  февральскаго переворота оставалось  35 дней…


Вмѣсто  эпилога.


Митрополиты  Флавианъ (1840-1915) и Антоній (Храповицкий), архіепископъ Астраханскій Иннокентій (Ястребовъ; 1867-1928), протоіерей М.П. Алабовский, докторъ богословія Григорій Яковлевичъ Прозоровъ, графъ Алексѣй Павловичъ Игнатьевъ (1842-1906), генералъ-майоръ Петръ Георгіевичъ Жуковъ, историкъ-византинистъ Юліанъ Андреевичъ Кулаковский (1855-1919), профессоръ Н.С. Мищенко, первый редакторъ «Кіевлянина» Дмитрій Ивановичъ Пихно (1853-1913), издатель «Двуглаваго Орла» и «Кіевской копейки» Дарья Евтихиевна Куделенко, публицисты Яковъ Григорьевичъ Демченко (1842-1912), Борисъ Михайловичъ Юзефовичъ (1843-1911), Георгій Митрофановичъ Шинкаревский, Иванъ Гергиевичъ Храпаль, Дмитрій Васильевичъ Туткевичъ (1854-?) и Александръ Петровичъ Липранди, студентъ В.Голубевъ, активисты движенія  Елена Павловна Разумихина и Ѳедоръ Яковлевичъ Постный…


Долгое  время для большинства нашихъ согражданъ имена эти звучали чуть ли не ругательно. Однако, слава Господу, туманъ забвенія надъ любезнымъ сердцу Отечествомъ постепенно разсѣивается. И вскорѣ, дастъ Богъ, исчезнетъ безъ слѣда!


А пока что - вѣчная Вамъ память, дорогіе  предшественники, единомышленники и союзники!

                                                                    к.и.н. Машкинъ А.Н.



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com