НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


М. ГРОТТЪ-СПАСОВСКИЙ (1890-1971) – ИДЕОЛОГЪ РУССКАГО ФАШИЗМА И ЖИТЕЛЬ КЕНИГСБЕРГА

М. ГРОТТЪ-СПАСОВСКИЙ (1890-1971) – ИДЕОЛОГЪ РУССКАГО ФАШИЗМА И ЖИТЕЛЬ КЕНИГСБЕРГА.

 

Довольно продолжительное время въ Кенигсбергѣ проживалъ одинъ изъ лидеровъ Всероссійской Фашистской Партіи и ея безсмѣнный идеологъ Михаилъ Михайловичъ Гроттъ-Спасовскiй. Это именно онъ впервые перевелъ на русскiй языкъ «Мою борьбу» А. Гитлера.

 

Спасовскiй Михаилъ Михайловичъ (это была его настоящая фамилія) родился въ 1890 году въ С.-Петербургѣ въ дворянской семьѣ. Учился на юридическомъ факультетѣ Петербургскаго университета, который окончилъ въ 1915. Еще будучи студентомъ, сталъ редакторомъ-издателемъ ежемѣсячнаго студенческаго журнала «Вешніе воды».

 

Какъ позднѣе вспоминалъ К. В. Сахаровъ, «политическое кредо нашихъ сборниковъ было самое простое — русское, пытливое и ищущее, внѣ всякаго партійнаго политиканства… Пожалуй, именно это невольно и привлекало къ себѣ доброжелательное вниманіе многихъ противниковъ разложенія и разрушенія Исторической Россіи».

 

Активнымъ сотрудникомъ «Вешнихъ водъ» былъ извѣстный въ будущемъ философъ В. В. Розановъ, съ которымъ Спасовский познакомился и подружился въ 1913 году: «Такъ въ журналѣ обосновался, подъ личной редакціей Розанова, своеобразный отдѣлъ “Изъ жизни, исканій и наблюденій студенчества”. Нужно ли говорить, что этотъ отдѣлъ еще шире раздвинулъ кругъ читателей “Вешнихъ водъ”, сдѣлавъ этотъ журналъ центромъ “наиболѣе думающаго” (по выраженію Розанова) русскаго студенчества».


Спасовский также тѣсно сотрудничалъ съ Союзомъ Русскаго Народа, печатался въ «Вѣстникѣ Союза Русскаго Народа» и «Русскомъ знамени».


Послѣ большевистскаго переворота Спасовский, проживая въ Петроградѣ, безуспѣшно пытался осуществить изданіе газеты «государственнаго направленія», для которой, по его просьбѣ, извѣстный публицистъ М. О. Меньшиковъ весной 1918 спеціально написалъ 4 статьи.


Въ февралѣ 1926 года Спасовскому вмѣстѣ съ семьей удалось эмигрировать въ Персію, гдѣ онъ сталъ придворнымъ архитекторомъ шаха Рѣза Пехлеви. Въ это же время Спасовский дѣятельно включился въ политическую жизнь патріотической части бѣлой эмиграціи, проявивъ себя въ качествѣ одного изъ самыхъ яркихъ и выдающихся публицистовъ Русскаго Зарубежья. Онъ опубликовалъ (въ томъ числѣ и подъ псевдонимами «М. Гроттъ» и «М. Недзвецк
iй») множество блестящихъ статей въ «Двуглавомъ орлѣ», «Націи», «Нашемъ пути», «Новомъ словѣ», «Русскомъ авангардѣ», «Сигналѣ», «Фашистѣ» и другихъ національно-патріотическихъ изданіяхъ.


Въ началѣ 1930-х годовъ Спасовск
iй вступилъ въ ряды Русскаго Фашистскаго Движенія и быстро превратился въ его признаннаго идеолога. Онъ всячески подчеркивалъ самобытный идеологическій характеръ этого движенія: «Намъ нѣтъ надобности подражать другимъ народамъ… Мы спокойно и увѣренно внимаемъ инстинкту нашего національнаго самосознанія, черпаемъ въ немъ всѣ формы своей исконно русской идеологіи и этимъ гарантируемъ свое національное самосохраненіе.
Для построенія и организаціи своего движенія намъ, русскимъ фашистамъ, не нужно ничего придумывать или выдумывать — мы, какъ русскіе люди, для этого достаточно духовно богаты. Все, что нужно намъ для выковыванія нашихъ лозунговъ — мы беремъ въ сокровищницѣ нашей великой Русской культуры».


Досконально изучивъ еврейскій вопросъ, Спасовский писалъ: «Нелѣпо приписывать евреямъ всѣ тѣ бѣды, черезъ которыя проходило арійское человѣчество на своемъ историческомъ пути — но еще большей нелѣпостью будетъ звучать отрицаніе очевиднаго факта еврейской маніи къ міровому владычеству». И добавлялъ: «Быть антисемитомъ теперь означаетъ быть прежде всего чистоплотнымъ и добропорядочнымъ человѣкомъ, т. е. такимъ человѣкомъ, умъ и воля котораго совершенно свободны отъ тлѣтворныхъ вліяній иудо-масонства — отъ предразсудковъ догнивающихъ теорій либеральнаго, демократическаго и прочаго радикальнаго блуда. Свободный умъ и свободная воля не могутъ не быть “антисемитами” — не могутъ склонять себя передъ потомственными и профессіональными носителями лжи и мрака. Такова ужъ природа кровно чистыхъ и духовно честныхъ. Только невѣжество въ силу грубой своей организаціи этого не понимаетъ и не чувствуетъ — и только продажность закрываетъ глаза на очевидность».

 

Нѣсколько лѣтъ Спасовскiй былъ членомъ Центральнаго исполнительнаго комитета Всероссійской націоналъ-революціонной партіи, созданной А. А. Вонсяцкимъ. Собственное жизненное кредо онъ изложилъ въ слѣдующихъ словахъ: «Въ жертвенномъ служеніи своей Родинѣ мы видимъ смыслъ своего существованія. И высшую награду за всѣ наши муки мы находимъ въ нашей великой Освободительной борьбѣ. Слава Россіи!» («Фашистъ», 1936, № 24).


Осенью 1940 Спасовск
iй по требованію совѣтскихъ властей былъ высланъ изъ Тегерана черезъ Бомбей въ Шанхай, гдѣ продолжилъ занятіе публицистической дѣятельностью. Послѣ того, какъ подъ давленіемъ японцевъ Россійскій Фашистскій Союзъ (РФС) К. В. Родзаевского въ Маньчжуріи былъ вынужденъ въ 1941 перейти на нелегальное положеніе и перенести свои центральные органы въ Шанхай, Спасовский официально возглавилъ Верховный Совѣтъ РФС.


Еще наканунѣ Совѣтско-Германской войны Спасовск
iй въ статьѣ «Фашистская Россія и Германія Адольфа Гитлера» указывалъ: «Во всѣхъ отношеніяхъ Адольфу Гитлеру выгодно въ лицѣ Русской Россіи видѣть именно добраго союзника, а не врага. Русская же Россія только въ томъ случаѣ можетъ быть союзникомъ Германіи, если послѣдняя будетъ искренне стремиться и добьется освобожденія Россіи отъ гнета большевиковъ». И предупреждалъ, что «политика разграбленія Россіи есть политика безумія», ибо «одно только поползновеніе къ этому уже способно возстановить весь Русскій Народъ противъ нѣмцевъ» («Фашистъ», 1936, № 24).


Послѣ захвата въ 1949 власти въ Китаѣ коммунистами Спасовский эвакуировался на о. Тайвань, а въ мартѣ 1955 переѣхалъ въ Австралію.


Въ маѣ 1952 онъ вступилъ въ ряды монархическаго Россійскаго Обще-національнаго Державнаго движенія (РОНДДЪ). Эту организацію, созданную убѣжденнымъ русскимъ націоналистомъ А. Уайтомъ въ к. 40-х въ Мюнхенѣ, слѣдуетъ считать послѣднимъ возникшимъ въ эмиграціи духовнымъ наслѣдникомъ Союза Русскаго Народа. Подъ эгидой РОНДДЪ, «борющагося противъ міровыхъ темныхъ силъ, при посредствѣ коммунизма поработившихъ Россію и готовящихся поработить весь миръ и уничтожить христіанскую цивилизацію», Спасовск
iй выпустилъ разоблачительную брошюру «Сыны погибели. Памятки о соціализмѣ и соціалистахъ».


Одновременно Спасовск
iй продолжалъ много публиковаться въ русской патріотической прессѣ: «Владимірскомъ вѣстникѣ», «Знамени Россіи», «Нашей странѣ», «Нашихъ вѣстяхъ», «Россіи» и дръ.
Онъ также былъ австралійскимъ представителемъ основаннаго въ Аргентинѣ замѣчательнымъ русскимъ писателемъ Б. Башиловымъ патріотическаго книгоиздательства «Русь».
Скончался Спасовск
iй въ Австраліи.

Весьма цѣнныя мысли Спасовского, касающиеся сущности фашизма какъ такового, онъ выразилъ въ одной изъ своихъ статей:

«Фашизмъ представляетъ собою міровоззрѣніе, вполнѣ самодовлѣющую доктрину о міропониманіи и міровоспріятіи… никакъ нельзя разсматривать Фашизмъ какъ какую-то новую политическую партію, болѣе или менѣе остроумно и своеобразно составленную изъ политическихъ теорій и ученій.

Прежде всего, говоря о Фашизмѣ, мы должны твёрдо знать, что политика въ фашизмѣ занимаетъ всего лишь какую-то часть, весьма скромную часть, весьма скромную область, — что фашистская доктрина видитъ въ политикѣ не самоцѣль, а всего лишь средство.

Фашизмъ, какъ доктрина новаго міровоззрѣнія, въ планѣ его высшаго сѣченія, ничего общаго не имѣетъ вообще ни съ какими формами государственнаго правленія. Ибо высшее сѣченіе фашистскаго міровоззрѣнія и міровоспріятія — это есть царство философіи, духа и интуиціи, а не политикѣ.

Формы обнаруживаются въ низшемъ сѣченіи Фашизма, то есть въ такихъ моментахъ, когда реализуются индивидуальныя особенности, данной Націи при устройствѣ ею государственной жизни, которая и отливается въ формахъ либо исторически связанныхъ со всѣмъ прошлымъ даннаго народа, — либо заново созданныхъ.

Въ какія бы формы не вылилось государственное устроеніе того или инаго народа, восприявшего сущность фашистскаго міровоззрѣнія, всё равно формы эти будутъ благостны и благодатны, ибо содержаніе въ нихъ будетъ влито свое, арійское, органически связанное со всѣмъ національнымъ укладомъ и со всѣми основными духовными традиціями народа.

Не форма интересуетъ Фашизмъ, а содержаніе — то, что должно быть влито въ форму, ибо въ конечномъ итогѣ форма будетъ нести функціи, которыя неизмѣнно и всегда зависятъ отъ содержанія и цѣликомъ опредѣляются имъ.

Значеніе формы всегда служебное, исполнительное, такъ сказать, канцелярское, но не законодательное, не ведущее, не правящее. Здѣсь надо быть очень осторожнымъ, чтобы сгоряча не спутать авторитарнаго носителя Верховной власти съ чиновниками…

Русская Исторія, весь національный бытъ русскаго народа, его богатыя и своеобразныя историческія и государственныя традиціи, его церковно-религіозный укладъ, особый укладъ, глубоко интимный, глубоко молитвенный, неизмѣнно жертвенный и подвижническій, — всё это представляетъ такой мощный источникъ для обоснованія идеологическихъ предпосылокъ къ утвержденію Русскаго Фашистскаго Движенія, что не было и нѣтъ никакой надобности прибѣгать къ какимъ бы то ни было заимствованіямъ на сторонѣ и подражаніямъ

Возвращаясь къ вопросу съ Русскомъ Фашизмѣ, мы должны указать, что когда стали выкристаллизовываться его идеи, выяснилось, что въ сѣдыхъ вѣкахъ русскаго средневѣковья были созвучныя нашему времени умственныя настроенія и свершенія, — были люди, которые многое провидѣли изъ того, что должно было надвинуться и что нынѣ надвинулось на Россію, и что они пытались преодолѣть своими фашистскими мечтаніями и дерзаніями» («Фашистъ», №42. 1938 годъ).

Необходимо отмѣтить тотъ фактъ, что Всероссійская Фашистская Партія, членомъ которой былъ Спасовскiй, въ строгомъ смыслѣ русской фашистской не была, ибо не имѣла яснаго представленія о русской національной идеѣ и русскихъ національныхъ идеалахъ (Смъ. раздѣлъ сайта «Основы русскаго фашизма»)

Однако, самъ Спасовскiй, судя по всему, склонялся въ своемъ политическомъ идеалѣ къ самодержавной монархіи. Ему принадлежитъ трудъ съ названіемъ «Соборная монархія», написанный въ 1953 году.

Такъ или иначе, Спасовскiй осознавалъ фашизмъ какъ нѣкую универсальную форму политическаго мышленія, присущаго всѣмъ народамъ во всѣ времена. И такое пониманіе сущности фашизма удивительнымъ образомъ было созвучно образу мысли всѣхъ русскихъ фашистовъ зарубежья.



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com