НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ ТАУШЕВ († 1976): ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ

АРХІЕПИСКОПЪ АВЕРКІЙ ТАУШЕВЪ († 1976): ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ! – СЛОВО, ПРОИЗНЕСЕННОЕ ВЪ 1964 ГОДУ.

 

Пасха, Господня Пасха!.. О Пасха! избавленіе скорби…

 

«Аще кто благочестивъ и боголюбивъ, да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества»... такъ вдохновенно взываетъ къ намъ, христіанамъ, въ нынѣшній великій и свѣтоносный день Пасхи Господней нашъ прославленный витія златословесный вселенскій учитель и святитель Іоаннъ, Архіепископъ стольнаго града св. Константина.

И воистину «доброе и свѣтлое торжество» — этотъ дивный, величественный и такой для насъ радостный «праздниковъ праздникъ» — день Свѣтлаго Воскресенія Христова!

Какое изумительное по своей духовной силѣ и возвышенной небесной красотѣ, ни съ чѣмъ больше на землѣ не сравнимое, Богослуженіе совершается въ эту «священную, всепразднственную и спасительную нощь» въ нашихъ православно-христіанскихъ храмахъ — и именно   т о л ь к о   у насъ, православныхъ, и   б о л ь ш е   н и г д ѣ.

Какое ликованіе, какой священный восторгъ въ сердцахъ всѣхъ искренне-вѣрующихъ!

А какія захватывающія, возвышающія душу, укрѣпляющія вѣру, плѣняющія сердце и такъ убѣдительно дѣйствующія на волю слова въ этихъ исключительно-прекрасныхъ пасхальныхъ пѣснопѣніяхъ:

«Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало, и играюще поемъ Виновнаго, Единаго благословеннаго отцевъ Бога, и Препрославленнаго!»

Поистинѣ въ этотъ пресвѣтлый день «вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя» и не можетъ не праздновать «вся тварь востаніе Христово, въ Немже утверждается».

Какъ убо небесамъ достойно не веселиться, земли же не радоваться и не праздновать всему міру видимому и невидимому, когда «Христосъ бо воста веселіе вѣчное?» Вѣдь это — «Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя».

Вѣдь — «днесь спасеніе міру, яко воскресе Христосъ, яко всесиленъ», а Онъ — наше «правды Солнце, всѣмъ жизнь возсіевающее». Онъ, снизшедъ въ «преисподняя земли», «сокрушилъ вереи вѣчныя» и «отверзлъ намъ райскія двери», Онъ«адову разрушилъ силу и воскреслъ яко побѣдитель», Онъ — «даде намъ  ж и в о т ъ   в ѣ ч н ы й   и   в е л і ю   м и л о с т ь».

Пріобщимся же всѣ мы «Царствія Христова, поюще Его, яко Бога во вѣки»!

Какая это несказанная радость для насъ, что Онъ, Воскресшій Спаситель нашъ, Побѣдитель ада и смерти, «съ нами неложно обѣщался быти до скончанія вѣка»!

И теперь, празднуя каждый разъ этотъ дивный «праздниковъ праздникъ» — «Пасху священную», «Пасху новосвятую»,«Пасху таинственную», «Пасху непорочную», «Пасху всечестную», «Пасху великую», «Пасху вѣрныхъ», «Пасху, двери райскія намъ отверзающую», намъ остается только, преисполняясь чувствомъ безпредѣльной благодарности Ему, Спасителю и Искупителю нашему, за все, что Онъ для насъ сдѣлалъ, храня непоколебимую вѣрность Ему и всецѣлую преданность основанной Имъ Святой Церкви, отъ всей глубины души молить Его:

«О Пасха велія и священнѣйшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божій, и Сило! подавай намъ истѣе Тебѣ причащатися въ невечернѣмъ дни Царствія Твоего!»

Такими мыслями и чувствами естественно преисполняются въ «сей нареченный и святый день» «праздниковъ праздника и торжество торжествъ» всѣ истинно-вѣрующіе православные христіане, если они хотя сколько-нибудь   б л а г о ч е с т и в ы   и   б о г о л ю б и в ы.   Для нихъ радость Святой Пасхи не можетъ сравниться ни съ какой другой радостью на свѣтѣ. И всѣ временныя ихъ скорби земныя какъ бы растворяются въ этой единой всеобъемлющей подлинно-небесной радости.

Ч т ó  — все земное предъ лицомъ вѣчности, а вѣдь эта вѣчность весьма скоро откроется   д л я   к а ж д а г о   изъ насъ:   «с е г о   н и к т о   н е   и з б ѣ ж и т ъ».   И перейдетъ «туда» каждый изъ насъ — или съ этой свѣтлой пасхальной радостью на душѣ — или съ мрачнымъ предвкушеніемъ страшныхъ мукъ адскихъ, все въ зависимости отъ того, былъ ли онъ благочестивъ и боголюбивъ во время своей скоропреходящей земной жизни, или, отвергаясь Бога и благочестія, цѣликомъ отдавался лишь этой суетной, грѣховной, страстной жизни.

А насъ, православныхъ русскихъ людей, этотъ Свѣтлый Праздникъ, кромѣ того, всегда еще заставляетъ невольно обращаться мыслью къ нашей несчастной, страждущей подъ игомъ лютаго безбожія, Родинѣ, ибо вѣдь   н и г д ѣ   и   н и к о г д а   святая Пасха не праздновалась   т а к ъ,   какъ у насъ прежде, въ Православной Россіи. Нигдѣ она и теперь, въ нынѣшнее время, не ощущается и не переживается въ такой   п о л н о й   м ѣ р ѣ,   какъ ощущалась и переживалась тогда тамъ.

Воскреснетъ ли Россія наша?

Но давно, кажется, пора намъ понять, что возможность положительнаго отвѣта на этотъ вопросъ зависитъ всецѣло   о т ъ   н а с ъ   с а м и х ъ:   Россія воскреснетъ   т о л ь к о   т о г д а,   к о г д а   м ы   с а м и,   сыны и дщери ея, сохранивши вѣрность ей, какъ Святой Руси,   в о с к р е с н е м ъ   д у ш а м и   с в о и м и.   Праздными, безпочвенными останутся всѣ наши надежды на воскресеніе Россіи, если мы будемъ оставаться   в с е   т а к и м и   ж е,   какими, по праведному суду Божію, мы потеряли ее, правильнѣе даже сказать:   п о г у б и л и   ее, ибо это   м ы   с а м и,   а не кто-либо другой, въ первую очередь виновны въ гибели нашей Родины. И теперь безсмысленно и неразумно толковать намъ о томъ,   к а к ъ   спасти Россію, если мы сами себя   н е   ж е л а е м ъ   с п а с а т ь:   если мы нисколько не исправляемся, не измѣняемся къ лучшему, если остаемся все такими же   н е   б л а г о ч е с т и в ы м и   и   н е   б о г о л ю б и в ы м и,   а продолжаемъ упорно быть вольнодумцами и самолюбцами, если живемъ, какъ невѣдущіе Бога и Христова Евангелія, въ нравственной нечистотѣ и распутствѣ, если находясь въ чужой странѣ, отказываемся отъ своего православнаго русскаго имени, а думая лишь объ устройствѣ своего земного благополучія, земной карьеры, если, страдая властолюбіемъ, нелѣпымъ чванствомъ и гордынею, понуждающими насъ враждовать другъ съ другомъ по самому ничтожному пустячному поводу, мы не только не хотимъ по-братски, съ любовью, помогать и уступать другъ другу, а клевеща и злобствуя, «другъ друга угрызаемъ и снѣдаемъ», по выраженію Апостола (Гал. 5, 15)

Нѣтъ, нѣтъ и нѣтъ! Идя такими путями, мы никогда не дождемся воскресенія Россіи. Путь къ ея спасенію   о д и н ъ – е д и н с т в е н н ы й,   указываемый намъ въ словахъ и настроеніяхъ радостной пасхальной службы:

«Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ; рцемъ: "братіе", и ненавидящымъ насъ простимъ вся воскресеніемъ, и тако возопіимъ: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертью смерть поправъ, и сущымъ во гробѣхъ животъ даровавъ».

Вотъ, когда будетъ у всѣхъ насъ, православныхъ русскихъ, въ душахъ нашихъ, такая   н а с т о я щ а я   Пасха, тогда только и можемъ мы надѣяться, что воскреснетъ Россія! А съ нею вмѣстѣ можетъ тогда воскреснуть къ новой жизни и такъ явно гибнущій теперь міръ.

Съ Свѣтлымъ Праздникомъ, дорогіе о Господѣ братіе и сестры:   Х р и с т о с ъ   В о с к р е с е! 

 

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 273-277. 

 



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com