НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


19 ФЕВРАЛЯ/3 МАРТА 1861 ГОДА, РОВНО 150 ЛѢТЪ НАЗАДЪ, ВЫСОЧАЙШИМЪ ПОВЕЛѢНІЕМЪ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II НИКОЛАЕВИЧА ВЪ РОССІИ БЫЛО ОТМѢНЕНО КРѢПОСТНОЕ ПРАВО.


Манифестъ объ отмѣнѣ крѣпостного права предоставлялъ крестьянамъ личную свободу. Отнынѣ ихъ нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанію помѣщика. Крестьяне теперь имѣли право владѣнія собственностью, свободу вступленія въ бракъ, могли самостоятельно заключать договора и вести судебныя дѣла, могли пріобрѣтать недвижимое имущество на свое имя, имѣли свободу передвиженія.


Но крестьянская реформа 1861 года, наряду съ казалось бы очевидными плюсами, имѣла свои далеко идущія негативныя послѣдствія. Напримѣръ, великій русскій консервативный мыслитель К.Н. Леонтьевъ, редакція оффицiальнаго сайта ОРФ съ которымъ въ этомъ вопросѣ совершенно согласна, полагалъ, что въ правленіе Александра II началось паденіе Россіи съ достигнутыхъ ею при Николаѣ I государственно-культурныхъ высотъ, произошло «мирное, но очень быстрое подтачиваніе всѣхъ дисциплинирующихъ и сдерживающихъ началъ». Этотъ процессъ былъ по-великорусски «нешумнымъ», а сама эпоха, являвшаяся не просто либеральной, но и во многихъ отношеніяхъ прямо революціонной, была лишь переходной «къ чему-то другому». Реформы этого періода, исключая надѣленіе крестьянъ землей и сохраненіе земельной общины, были, по оцѣнкѣ Леонтьева, реформами эгалитарными, въ новѣйшемъ либерально-европейскомъ стилѣ, и принесли космополитическіе плоды. Такимъ образомъ, «разложеніе ... Россіи» шло «по послѣднимъ европейскимъ образцамъ»; съ 1861 года «крайній европеизмъ», согласно Леонтьеву, въ Россіи «торжествовалъ». Увлекаемая западными идеалами, она за два десятилѣтія обратилась изъ монархіи крѣпко-сословной и крѣпостнической, провинціально весьма разнообразной и разобщенной въ «монархію безсословную и болѣе прежняго однородно-либеральную по строю, по быту и духу, качествамъ и порокамъ населенія». Произошелъ «космополитическій погромъ» и всеобщее усредненіе: «все низшее поднималось, все высшее — принижалось». Для Леонтьева измѣненія такого рода — вѣрные признаки «вторичнаго смѣшенія группъ и слоевъ соціальныхъ и политическихъ», которое и произвелъ въ Россіи Александръ II, открывъ тѣмъ самымъ новый и, по опредѣленію, послѣдній этапъ ея исторической эволюціи. Однако уравнительно-освободительное движеніе эпохи его правленія — явленіе закономѣрное: оно совершалось «естественнымъ ходомъ развитія» и было не ошибкой, а неотвратимымъ историческимъ фатумомъ, «неизбѣжнымъ государственнымъ горемъ», средствомъ предотвращенія зла еще худшаго — «демократизаціи инсуррекционной», т. е. революціи въ классическомъ пониманіи этого слова. Такъ думалъ замѣчательный мыслитель, русскій фашистъ К.Н. Леонтьевъ.




РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com