НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


18 ФЕВРАЛЯ/2 МАРТА 1855 ГОДА СКОНЧАЛСЯ ИМПЕРАТОРЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧЪ.


Причиной смерти Императора было воспаленіе легкихъ. Николай I простудился, принимая парадъ въ легкомъ мундирѣ, уже будучи больнымъ гриппомъ.


Императоръ Николай I всю свою жизнь вёлъ аскетическій и здоровый образъ жизни: не курилъ и не любилъ курящихъ, не употреблялъ крѣпкихъ напитковъ, много ходилъ пѣшкомъ, занимался строевыми упражненіями съ оружіемъ. Извѣстно было его строгое слѣдованіе распорядку дня: рабочій день начинался съ 7 часовъ утра, ровно въ 9 часовъ — пріёмъ докладовъ. Предпочиталъ одѣваться въ простую офицерскую шинель, спалъ на жёсткой кровати.

Отличался хорошей памятью и большой работоспособностью; рабочiй день Царя длился 16 -18 часовъ. По словамъ архiепископа Херсонскаго Иннокентiя (Борисова), «это былъ такой вѣнценосецъ, для котораго Царскій Тронъ служилъ не возглавіемъ къ покою, а побужденіемъ къ непрестанному труду».

Николай I сознательно принялъ на себя миссію Русскаго Православнаго Царя. Государь былъ искренне вѣрующимъ православнымъ человѣкомъ. При Николаѣ Павловичѣ при дворѣ впервые за многія десятилѣтія стали показательными хоровыя исполненія молитвъ и церковныхъ пѣснопѣній. Былъ написанъ и принятъ русскій національный гимнъ – Молитва Русскаго Народа («Боже, Царя храни…»). Государь Императоръ обязательно посѣщалъ церковныя службы, а въ своихъ путешествіяхъ по Россіи отстаивалъ длительныя литургіи. Но важно то, что онъ не просто ихъ отстаивалъ, а искренне молился, т.е. принималъ вѣру въ Господа нашего Iисуса Христа всѣмъ своимъ сердцемъ.

Сохранилось свидѣтельство извѣстнаго поэта А.С. Пушкина, который говорилъ А.О. Смирновой-Россетъ, записавшей слова поэта: «Знаете ли, что всего болѣе поразило меня въ первый разъ за обѣдней въ дворцовой церкви?.. Это что Государь молился за этой оффицiальной обѣдней, какъ и она (императрица), и всякій разъ, что я видѣлъ его за обѣдней, онъ молился; онъ тогда забываетъ все, что его окружаетъ. Онъ также несетъ свое иго и тяжкое бремя, свою страшную отвѣтственность и чувствуетъ ея болѣе, чѣмъ это думаютъ. Я много разъ наблюдалъ за царской семьей, присутствуя на царской службѣ; мнѣ казалось, что только онѣ и молились...»

Недаромъ великій русскій провидецъ и старецъ, преподобный Серафимъ Саровскій, говорилъ о государѣ Николаѣ I одному изъ своихъ собесѣдниковъ: «А ты ужъ, батюшка, не о немъ пекись - его Господь сохранитъ: онъ великъ передъ Богомъ - онъ въ душѣ христіанинъ». А въ разговорѣ со своимъ келейникомъ Павломъ святой старецъ Серафимъ сказалъ о Государѣ: «Я всегда молюсь, чтобы Господь продлилъ его жизнь для счастія Россіи...»

Вполнѣ естественно, что и свой императорскій долгъ Николай I воспринималъ какъ служеніе Богу. Онъ неоднократно говорилъ объ этомъ публично, но, главное, этотъ принципъ служенія онъ возвелъ въ абсолютъ и не мыслилъ своей жизни внѣ этого служенія. Своихъ подданныхъ Государь также направлялъ къ исполненію сознательнаго служенія Богу, Царю и Отечеству. Именно при Николаѣ I была утверждена оффицiальная формула государственной идеологіи – «Православіе. Самодержавіе. Народность».

И потому именно въ царствованіе Николая Павловича высшаго пика достигло пониманіе Россіей и Самимъ Государемъ великаго духовнаго смысла существованія Россійской имперіи на землѣ. 

А конкретной задачей, ведущей для русскаго духовно-политическаго сознанія XIX столѣтія, стала одна: Россія - это удерживающая сила. Въ этомъ отношеніи Россійская имперія разсматривалась какъ единственная въ мірѣ сила, способная удержать міръ отъ паденія въ объятія Антихриста, признаками скораго пришествія котораго считались распространяющійся матеріализмъ въ философіи, секуляризмъ въ отношеніи къ религіи, республиканизмъ и соціализмъ въ соціально-политической сферѣ и революционизмъ въ методахъ политическаго дѣйствія.

Императоръ Николай I использовалъ всѣ силы для того, чтобы всячески укрѣпить эту удерживающую роль Россіи въ мірѣ. А, значитъ, въ первую очередь нужно было удержать саму Россію. Позднѣе выдающійся русскій мыслитель-консерваторъ, фашистъ по смыслу и формѣ политическаго мышленія, К.Н. Леонтьевъ писалъ: «Государь Николай Павловичъ чувствовалъ, однако, политическимъ инстинктомъ своимъ не только то, что Западъ на пути къ заразительному и для насъ разложенію, но что и сама Россія наша при немъ именно достигла той культурно-государственной вершины, послѣ которой оканчивается живое государственное созиданіе и на которой надо пріостановиться по возможности, и надолго, не опасаясь даже и нѣкотораго застоя».

Николаемъ Павловичемъ были побѣдоносно завершены войны съ Персіей (1826-1828) и Османской имперіей (1828-1829). Подъ протекторатъ Россіи перешли Дунайскія княжества. Но въ 1831 году императоръ спасъ турецкаго султана, которому угрожалъ завоеваніемъ египетскій паша. Зато въ результатѣ, Россія съ 1833 года на нѣсколько лѣтъ установила свой контроль надъ проливами Босфоръ и Дарданеллы. Императоръ Николай I укрѣплялъ военный и политическій союзъ Россіи съ Пруссіей и Австріей. Въ 1849 году русскій Царь честно выполнилъ свой союзническій долгъ передъ Австріей, направивъ войска въ Венгерскій походъ, во время котораго русскіе полки спасли австрійскую монархію и всю Европу отъ революціи.


АКТЪ СВЯЩЕННАГО СОЮЗА:

http://rus-orden.com/Docs.aspx?doc=HollyAct.html

ИЗЪ ЛѢТОПИСИ ПОВСЕДНЕВНОЙ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ СВЯТОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ ЗА ІЮНЬ 1848 ГОДА:

http://rus-orden.com/Docs.aspx?doc=Letopisj.html







РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com